И банкротство может служить бизнесу
Прошло девять лет с тех пор, как рынок несостоятельности в России перешел на систему саморегулирования, активно стала использоваться процедура банкротства, а электронные торги постепенно входят в практику.
Корреспондент ТПП-Информ обратился к председателю Совета партнерства НП «СОАУ Меркурий» Артуру Трапицыну с просьбой рассказать, как были восприняты бизнес-сообществом эти новации.
Несомненно, все эти новации, сказал Артур Викентьевич, в целом улучшили восприятие бизнес-сообществом института банкротства. Не случайно во время кризиса многие кредиторы и должники были рады тому, что существует действующий правовой механизм банкротства. Ведь он позволяет цивилизованно решить вопросы, связанные с неспособностью или нежеланием должника расплачиваться по долгам. Но в то же время сказать, что все уже в системе отлажено и работает как часы нельзя.
– А что необходимо улучшить?
– По-прежнему остро стоит вопрос о реабилитационных процедурах, в частности, о финансовом оздоровлении. Таких процедур единицы. Без кардинальных шагов в данном направлении, причем на законодательном уровне, с места ничего не сдвинется. У участников рынка должны быть сильнейшие экономические стимулы для применения этих процедур.
По нашему мнению необходимо продолжать политику ужесточения требований к квалификации арбитражных управляющих. Неоднократно в ходе заседаний подкомитета по антикризисному управлению и проблемным долгам ТПП РФ рассматривались вопросы о регулярном, не реже одного раза в три года повышении квалификации арбитражных управляющего.
– А что делает для этого НП «СОАУ Меркурий»?
– НП «СОАУ «Меркурий» регулярно проводит конференции, круглые столы, семинары по тематике банкротства, но необходимо чтобы регулярное повышение уровня профессионализма стало неотъемлемой частью профессии арбитражных управляющих. В этом могут помочь стандарты деятельности. В 2010 году началась их разработка профессиональным сообществом. Эта работа идет в тесном сотрудничестве с Министерством экономического развития и с использованием накопленного международного опыта. Но крайне важно, чтобы сами профессионалы в первую очередь приняли эти стандарты. Поэтому и в рамках партнерства и на заседаниях подкомитета мы провели много времени, обсуждая и вырабатывая рабочие варианты стандартов, приемлемые для настоящего уровня развития профессии. Я надеюсь, что уже в этом году некоторые стандарты будут приняты и работа эта на этом не закончится.
– Что вы можете сказать о финансовых гарантиях участникам процедуры банкротства?
– Гарантии исключительно важны для участников процедур банкротства. Они включают в себя вопросы страхования ответственности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций (СРО), а также вопросы, связанные с компенсационным фондом СРО. Все СРО несут дополнительную финансовую ответственность за действия своих членов. Для этих выплат создается компенсационных фонд.
Думаю, что сегодня для саморегулируемой организации наиболее остро стоит вопрос не наращивания компенсационного фонда как такового, а его сохранения и возможности оперативного получения средств в случае необходимости расчетов с участниками дела о банкротстве при причинении им убытков. В настоящее время законодатель предусмотрел обязанность саморегулируемой организации арбитражных управляющих заключить с управляющей компанией и специализированным депозитарием договор на управление средствами своего компенсационного фонда.
СРО арбитражных управляющих обязаны отдавать деньги Управляющим компаниям для размещения в рискованные финансовые инструменты, в том числе валютные и тем самым подвергать компенсационный фонд рискам, связанным с движениями финансовых и валютных рынков.
– Что и кто сегодня входят в зону риска?
– Одним из самых надежных инструментов сохранения средств во всем мире считается депозит устойчивого банка. Обязанность на безальтернативной основе размещать средства компенсационных фондов через управляющие компании существенно повышает риски как полной, так и частичной потери указанных средств. В зону риска входят как сами управляющие компании, так и их возможные непрофессиональные действия, а также негативные тенденции на рынках и случаи полной или частичной потери фондов по этим причинам уже были.
Поэтому участники рынка считают целесообразным предусмотреть возможность саморегулируемой организации арбитражных управляющих размещать средства компенсационного фонда как непосредственно в депозиты банков и (или) депозитные сертификаты так и использовать для управления средствами компенсационного фонда управляющую компанию на практике доказав большую жизнеспособность такой модели. Тем более, что такое право есть у СРО строителей и успешно работает.
– Что вы могли бы сказать об итогах деятельности партнерства?
– За последнее время мы прошли период становления и стали профессиональнее, закаленнее. Мы научились находить компромиссы с коллегами, с органами власти. А это означает, что мы влились в бизнес-сообщество и заняли на нем достойное место. Патрнерство системно работает со Сбербанком, Россельхозбанком, Газпромбанком, Ростехнологиями и со многими другими ведущими компаниями России. Мы являемся лидерами по количеству процедур, которые ведут наши арбитражные управляющие и регионов, в которых они работают.
Главное, что деловое сообщество осознало целесообразность и эффективность процедур банкротства. Можно отметить характерный факт: до 2008 года основным инициатором процедур несостоятельности было государство в лице уполномоченного органа – ФНС. Теперь акцент сместился в сторону иных кредиторов, в основном банков, лизинговых компаний и просто кредиторов. Возрос и процент инициации процедур несостоятельности самими должниками. Это говорит о том, что рынок начинает признавать данный инструмент цивилизованным и эффективным механизмом.
Беседовал Андрей ГОРОДНОВ
ТПП-Информ
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!