Агентство Fitch спрогнозировало будущее Украины

Международное агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») на уровне «B-» со стабильным прогнозом.

Долгосрочный РДЭ в иностранной и национальной валютах подтвержден на уровне «B-», краткосрочный РДЭ в иностранной и национальной валютах — на уровне «B».

Потолок страны подтвержден на уровне «B-», как и рейтинги долгосрочных необеспеченных облигаций в иностранной валюте.

«Рейтинги Украины уравновешивают слабую внешнюю ликвидность, высокую государственную долговую нагрузку и структурные недостатки, с точки зрения слабого банковского сектора, институциональных ограничений и геополитических и политических рисков», — говорится в отчете.

Международные резервы достигли $18,2 млрд в марте (+$3,6 млрд в годовом исчислении), поскольку погашение государственного долга частично было смягчено за счет увеличения экспортных поступлений и притока капитала.

«Валютные запасы Украины остаются слабее, чем при рейтинге «В». Повышенная гибкость обменного курса, управляемые обязательства в иностранной валюте и умеренные внешние дисбалансы смягчают краткосрочное давление на международные резервы. Валютные ограничения по-прежнему смягчают внешнюю ликвидность, хотя они постепенно ослабевают», — заявили в Fitch.

Что будет с МВФ

Завершение четвертого обзора в рамках фонда расширенного финансирования МВФ (EFF) по-прежнему отложено. «Правительство добилось прогресса в пенсионной реформе, получило одобрение парламента в отношении бюджета на 2018 год в соответствии с программными целями и обновленным законопроектом о приватизации. Законодательство о создании независимого антикоррупционного суда в настоящее время находится в парламенте и может быть рассмотрено парламентом в середине мая», — отмечают в Fitch.

Однако Fitch не знает, будет ли окончательная версия закона о суде соответствовать требованиям международных партнеров. «Достижение соглашения с МВФ по повышению тарифов на отопление для домашних хозяйств и рисков для финансовых целей могло бы еще больше задержать завершение обзора», — отмечают в Fitch.

В своем базовом сценарии Fitch ожидает, что четвертый обзор будет завершен в III квартале 2018 года, что приведет к получению следующего транша, возможно, на сумму $1,9 млрд.

«Завершение следующего обзора будет способствовать дальнейшему многостороннему финансированию и, вероятно, предоставит окно для возвращения государства на международные рынки ($2 млрд). Четвертая программа макроэкономической помощи в размере 1 млрд евро может быть одобрена Европейским союзом в середине 2018 года. Fitch не ожидает дополнительных выплат в рамках нынешнего EFF МВФ, поскольку программу планируется завершить в начале 2019 года», — отмечают в агентстве.

Тем не менее, продолжение взаимодействия с МВФ и международными партнерами в течение избирательного периода 2019 года будет иметь важное значение для поддержания улучшений макроэкономической стабильности, отмены ограничений для проведения реформ и обеспечения доступа к внешнему рынку и официальному финансированию.

Госдолг, займы и бюджет

Суверенные долговые амортизации будут в среднем составлять $4 млрд в год в 2018-2019 годах (включая погашение $1,6 млрд в сентябре 2019 года), а затем увеличатся до $4,8 млрд и $7,4 млрд в 2020-м и 2021-м соответственно.

Валовые потребности во внешнем финансировании (дефицит счета текущих операций, а также сроки погашения в государственном и частном секторах) ослабли, но в среднем будут составлять 73% от международных резервов в год в 2018-2019 годах.

После переоценки денежных переводов мигрантов Fitch ожидает, что дефицит текущего счета (1,9% ВВП в 2017 году) составит в среднем 2,7% в 2018-2019 годах, так как все еще благоприятные цены на украинский экспорт и денежные переводы мигрантов частично уравновешивают рост импорта. В ближайшей перспективе чистые внешние заимствования частным сектором и сильное привлечение прямых иностранных инвестиций маловероятны.

Общий долг правительства сократился на 8 п.п. до 61,5% ВВП (71,8%, включая гарантийный долг) в 2017 году, что отражает сильный номинальный рост ВВП, более сильную гривну и более низкие, чем ожидалось, внешние выплаты.

Умеренный рост экономики, контролируемый дефицит и ограниченное обесценение валюты будут способствовать постепенному дальнейшему сокращению госдолга. Динамика задолженности по-прежнему зависит от валютных рисков (68% в иностранной валюте).

По оценкам Fitch, дефицит государственного бюджета Украины в 2017 году достиг 2,4% от ВВП, что опережает целевой показатель дефицита бюджета в 2,7% по программе МВФ и 4,1% для рейтинга «В».

Риски, связанные с устойчивой финансовой консолидацией, связаны с более слабым ростом доходов, особенно в случае оптимистичных прогнозов поступлений и расходов, связанных с заработной платой, социальными пособиями и субсидиями. Fitch ожидает, что дефицит в среднем составит 2,8% в 2018-2019 годы, поскольку значительное сокращение налогового бремени будет связано с ограниченными источниками финансирования.

Инфляция и рост экономики

Укрепленная политическая основа Украины подкрепляется повышением гибкости обменного курса, приверженностью Национального банка к устойчивому снижению инфляции и умеренными бюджетными дисбалансами. Хотя инфляция на конец года (13,7%) превзошла целевой уровень НБУ в 8% плюс/минус 2 п.п. из-за шоков предложения (рост цен на продовольствие) и давления со стороны рынка труда, НБУ с октября 2017-го по март увеличил учетную ставку на 450 б.п. до 17%.

Инфляция будет снижаться постепенно и составит в среднем 11,4% и 8% в 2018-2019 годы, но будет оставаться выше, чем для стран с рейтингом «В».

Финансовая система продолжает представлять собой условное обязательство государства из-за большого государственного присутствия (54,8% от общего объема активов). Краткосрочные риски снизились из-за улучшения капитализации и более благоприятного макроэкономического фона. Качество кредитного портфеля является слабым. Просроченные кредиты к концу 2017 года составили 54,5%. Несмотря на рост кредитования домашних хозяйств, общее кредитование, вероятно, будет оставаться умеренным из-за списания кредитов, снижающих аппетит к риску среди банков и все еще высокого корпоративного рычага.

Рост экономики будет оставаться более слабым, чем у стран с рейтингом «B». После того, как в 2017 году он достиг 2,5%, Fitch ожидает, что темпы роста ВВП Украины ускорятся до 3,2% в 2018 году, благодаря внутреннему спросу. Частное потребление выигрывает от роста реальных доходов и расширения доступа к кредитам. Инвестиции (20,7% ВВП) переживают циклическое восстановление, но останутся ниже, чем у стран рейтинга «B» (23,3%).

«Несмотря на значительный прогресс в областях макростабилизации, энергетики, пенсий и борьбы с коррупцией, политические риски для повестки дня реформ связаны с мощными заинтересованными интересами, раздробленными политическими силами, ростом популистских голосов и медленным восстановлением после глубокого кризиса. Президентские и парламентские выборы запланированы на 2019 год, что увеличит политическую стоимость реформ», — говорится в отчете.

«Неразрешенный конфликт на востоке Украины» по-прежнему представляет собой риск для общей макроэкономической эффективности и стабильности. На линии соприкосновения происходят постоянные столкновения, но эскалация военных действий не является частью базового сценария Fitch. Третейский спор с Россией за $3 млрд находится в Апелляционном суде Англии. В настоящее время Fitch не ожидает, что решение долгового спора ухудшит возможности Украины по доступу к внешнему финансированию и обслуживанию внешней задолженности.