Будут ли в аэропорту «Борисполь» новые задержки рейсов из-за топлива (обновлено)

Вчера 22 рейса авиакомпании «МАУ» с 3000 пассажиров вылетели из «Борисполя» с задержкой из-за конфликта производителя топлива и Государственной фискальной службы.

Менее чем за сутки ситуацию удалось решить в пользу авиакомпаний и поставщиков топлива.

В конце статьи добавлен комментарий Государственной фискальной службы Украины

Вчера вечером 22 рейса авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) вылетели из ГП «Международный аэропорт «Борисполь»» с задержкой от 1 до более 2 часов. «Задержки были вызваны сбоем в заправке самолетов авиационным топливом», — сообщила поздно ночью МАУ в своем facebook, подчеркнув, что ситуация коснулась более 3000 пассажиров.

В авиакомпании также пояснили, что производитель авиационного топлива назвал причиной приостановки заправки конфликт с Государственной фискальной службой (ГФС) Украины. «Он связан с механизмом погашения векселей при реализации авиатоплива, который был введен новыми положениями Налогового кодекса, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. Заправка была приостановлена, несмотря на то, что авиакомпания выполняет все свои обязательства по договору поставки горючего в аэропорту «Борисполь»», — акцентировали в МАУ.

Производителем авиатоплива в данном случае является ПАО «Укртатнафта» (УТН, Кременчуг), крупнейшими акционерами которого являются государство в лице НАК «Нафтогаз Украины», а также структуры бизнесменов Игоря Коломойского и Александра Ярославского.

Напомним, что Игорь Коломойский также является совладельцем «Международных авиалиний Украины». Поэтому выглядит удивительно, что сложности между двумя родственными компаниями вышли за пределы менеджерских кабинетов.

Сегодня утром пресс-служба УТН распространила релиз, в котором говорится, что еще 23 января уведомила Премьер-министра Украины, министра финансов Украины, председателя ГФС Украины и других руководителей органов исполнительной власти о проблеме, связанной с отсутствием механизма погашения налоговых векселей при реализации авиатоплива. «Поскольку процесс погашения налоговых векселей остается заблокированным ГФС Украины, с начала января это привело к блокированию средств компании в сумме 131 млн грн», — сообщили в «Укртатнафте». Кроме того, ГФС применила к предприятию штрафные санкции в размере 13 млн грн за поставку топлива в праздничные дни 1-2 января текущего года, когда фискальные органы не осуществляли прием и регистрацию векселей.

Судя по отсутствию жалоб как от пассажиров, так и других авиакомпаний, сложности возникли только у МАУ.

Сейчас в «Борисполе» работает 5 компаний, которые предоставляют услуги заправки авиационным топливом. Согласно информации, опубликованной на сайте аэропорта, — это ООО «Авиационная топливная заправочная компания» (Киев), ООО «АТЗК «Борисполь» (Кременчуг, ранее на сайте аэропорта было указано, что компания находится в с.Гора Киевской обл.), ООО «Балтик Граунд Сервис ЮА»» (Киев), ООО «АМИК АВИА ОЙЛ» (Борисполь, ранее «Лук Авиа Ойл»), и ООО «УКРАВИАСЕРВИС» (Кременчуг, ранее — город Борисполь). (абзац отредактирован после публикации — Delo.UA).

Из перечня компаний, которые в МА «Борисполь» оказывают услуги заправки авиатопливом исчезло ООО «Кребо Интернешнл», однако по одному с ним адресу в Кременчуге расположены ООО «АТЗК «Борисполь» и ООО «УКРАВИАСЕРВИС». (абзац добавлен после публикации — Delo.UA).

Часть из компаний поставляют импортное топливо (от специализированных подразделений нефтетрейдеров ГЛУСКО, СОКАР и АМИК), у других — отечественный продукт. По данным Delo.UA у МАУ контракт на обслуживание с одной из кременчугских компаний, но владельцем топлива является «Укртатнафта», которая и приняла решение не заправлять самолеты. (абзац отредактирован после публикации — Delo.UA).

У «Международных авиалиний Украины» есть опыт покупки импортного топлива у других операторов, работающих в «Борисполе». Но, во-первых, вчера его могло не быть в нужном объеме из-за все тех же сложностей с налоговым оформлением. А во-вторых, оно дороже украинского.

«МАУ получает авиатопливо от «Укртатнафты» по большому контракту со спецценой. Разница с импортом может достигать $50-60 на тонне», — пояснил Delo.UA директор консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн.

Суть проблемы

В Украине уже давно периодически возникают конфликты между авиаторами и топливозаправочными компаниями. Можно вспомнить историю в Международном аэропорту «Одесса», которую в 2015 году пытался решить тогда еще губернатор Одесской области Мехеил Саакашвили. А в декабре 2018 года МАУ приостановила полеты из Харькова в Тель-Авив (Израиль), мотивировав это решение высокой стоимостью авиатоплива.

«В настоящий момент услуги по заправке в Харькове предоставляют две компании: сам аэропорт и еще один частный поставщик топлива (АМИК — Delo.UA). Ни один из них не предоставил конкурентное предложение. Более того, пока что у МАУ нет никакого предложения по заправке самолетов на 2019 год», — отметили тогда в авиакомпании.

Владельцы и менеджмент компаний-перевозчиков постоянно подчеркивают, что стоимость топлива в аэропортах Украины выше, чем в других странах. Но в этот раз другая причина сбоя в расписании.

Сложности с оформлением авиатоплива возникли с начала года. Тогда вступили в силу нововведения, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, который используется не по целевому назначению.

Изменения были приняты с целью борьбы с нецелевым использованием керосина, в частности его смешиванием с дизельным топливом, так как в последние годы объем импорта существенно превышает реальное потребление этого топлива. Эксперты и участники рынка считают, что керосин смешивается с дизельным топливом и продается под видом ДТ частным и промышленным потребителям. Данная манипуляция имела экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л).

Так, в 2017 г. импорт авиационного керосина вырос в 2,3 раза (на 135%) до 336 тыс. тонн. При этом, по официальной статистике Госавиаслужбы, количество рейсов увеличилось на 17%, а пассажиропоток — на 27%. По итогам 11 месяцев 2018 г. импорт керосина вырос еще на 58%, а пассажиропоток — на 25%.

Этот процесс решили контролировать путем выдачи налогового векселя сроком до 90 дней на сумму разницы в ставках акциза €210 и €21/тыс. л, погашение которого осуществляется после регистрации всех акцизных накладных в Едином реестре, составленных при реализации топлива операторам заправки самолетов или госструктурам.

С нового года трейдеры могут импортировать авиакеросин по базовой ставке €21/тыс. л исключительно для продажи лицензированным операторам заправки самолетов или государственным органам, например, Минобороны или Госрезерву. По данным Государственной авиационной службы Украины (ГАС) в «Перечне субъектов хозяйствования, которые осуществляют авиатопливообеспечение» зарегистрировано 38 компаний, работающих в различных аэропортах Украины.

Решение вопроса

Вчера, чтобы отправить все рейсы, МАУ предоставила «Укртатнафте» письмо о компенсации возможных штрафных санкций со стороны Государственной фискальной службы Украины, связанных с заправкой. «Авиакомпания сделала этот шаг с целью предупредить возможные серьезные последствия для отрасли и неудобства для пассажиров», — уточнили в МАУ.

В «Укртатнафте» сегодня утром сообщили, что остатки топлива в аэропорту «Борисполь» составляют 2,2 тыс. тонн, которые можно поставлять авиакомпаниям. Но из-за отсутствия реакции со стороны государственных органов и позиции ГФС, предприятие вынуждено прекратить производство и отгрузки авиатоплива.

Всю ответственность за сложившуюся ситуацию в сфере обеспечения авиаперевозок, «Укртатнафта» возложила на фискалов.

Отметим, что МАУ гарантировала компенсацию возможных штрафов только за операции, произведенные 29 января 2019 года. Таким образом, возникал вопрос: а не повторится ли ситуация сегодня, 30 января и в ближайшем будущем?

Похоже, что 3000 пассажиров, которые вчера стали заложниками этого небольшого топливного кризиса, одновременно способствовали разрешению конфликта.

Сегодня днем «Укртатнафта» сообщила, «что после вмешательства в ситуацию лично Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, министра финансов Украины Оксаны Маркаровой и и.о. заместителя председателя ГФС Украины Евгения Бамбизова процедура погашения налоговых векселей восстановлена, что позволяет компании отгружать авиатопливо и обеспечивать им аэропорты Украины».

«Сейчас полеты осуществляются в штатном режиме», — ответили сегодня в МАУ на запрос Delo.UA.

После публикации статьи поступил ответ от Государственной фискальной службы Украины, в котором Служба отвергает обвинения в свой адрес. «Обвинения компании «Укртатнафта» в адрес ГФС по блокированию поставок авиатоплива, и тем более срыва графика авиаперевозок, существенно преувеличены», — говорится в ответе Службы на запрос Delo.UA.

Более того, в ГФС утверждают, что компания манипулирует информацией, возлагая всю ответственность на фискальную службу и обвиняя ведомство в отсутствии действенного механизма погашения налоговых векселей при реализации авиатоплива. «Механизм не только действует, а указанная компания уже даже имела возможность им воспользоваться», — отмечают в ГФС.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid