Что такое гражданская конфискация по Зеленскому?
Юристы пока не понимают, как будет реализована одна из новых идей команды президента по борьбе с коррупцией.
Член Национального совета по вопросам антикоррупционной политики Анастасия Красносельская, ставшая кандидатом в народные депутаты от “Слуги народа”, заявила, что в числе первых инициатив президентской партии в будущем парламенте станет введение инструмента гражданской конфискации активов, которые незаконно получены чиновниками.
“КП” в Украине” решила разобраться, что это.
В уголовном праве гражданская конфискация называется “конфискацией вне уголовного производства”. То есть, когда чиновник или власть имущий нажил состояние в разы выше своих официальных доходов, а ухватить за хвост его нельзя. То ли умер, то ли имеет иммунитет вроде депутатского, то ли у него “все схвачено”, то ли доказательств коррупции не хватает.
В законопроекте, который 17 июля зарегистрировал в Раде Владимир Зеленский, предлагается подвергать гражданской конфискации владельцев активов, которые по стоимости превышают в 500 и более раз размер прожиточного минимума для трудоспособных граждан. Повторяем, речь идет не бизнесменах, а о государственных служащих, представителях государственной и местной власти.
Гражданскую (ее еще называют вещевой) конфискацию хотят закрепить отдельной статьей в Гражданском кодексе. Иск будет подавать Национальное антикоррупционное бюро после утверждения его Специализированной антикоррупционной прокуратурой.
Как утверждают авторы законопроекта, подобная практика существует в США, Канаде и ряде стран Европы, однако наши отечественные адвокаты смотрят на нее скептически.
– Такая статья в кодексе законов может стать предметом для шантажа или политического преследования, – считает адвокат Алексей Сиротин. – Конфискация является видом наказания, и в Украине она применяется по большому количеству уголовных статей. Если вводить “честный отъем имущества” еще и в Гражданский кодекс, это может вызвать серьезные злоупотребления.
Старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец считает, что такой подход нарушает право собственности.
– Антикоррупционные активисты сидят на европейских грантах и потому апеллируют к Европейскому опыту. На самом деле европейские конвенции гласят, что человека нельзя наказывать без доказательств его вины в суде, то есть обвинительного приговора.
Принимать закон о гражданской конфискации, а также о незаконном обогащении (команда президента подготовила его новую редакцию) будет Рада нового созыва, где партия “Слуга народа” получает по итогам выборов безусловное большинство.
Валерия Чепурко, КП в Украине
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!