Данилишин призывает вернуть контроль за ценами

Глава Совета Национального банка Богдан Данилишин назвал преждевременным решение правительства об отмене государственного регулирования цен на продукты питания с 1 июля, так как это, по его мнению, в условиях монополизированной экономики ускорило инфляцию.

“Ситуация осложнилась тем, что с 1 июля в соответствии с решением Кабмина отменено регулирование цен на продукты питания. Так как в нашей стране в структуре потребительской корзины высокий удельный вес расходов на продукты питания, то отмена регулирования цен на продовольствие внесла существенный вклад в инфляцию”, — написал он в Facebook.

По мнению главы Совета НБУ, для снижения инфляции необходима координация деятельности Нацбанка, Кабмина и Антимонопольного комитета.

“Анализируя последствия решения правительства об отмене регулирования цен на продукты питания, считаю его преждевременным, так как в условиях монополизированной экономики Украины оно привело к повышению темпов инфляции. Считаю целесообразным возобновление работы Государственной ценовой администрации, которая на этапе перехода экономики Украины от рецессии к росту осуществляла бы контроль за ценообразованием, на которое в настоящее время рынок имеет очень одностороннее специфическое влияние, и ростом потребительских цен”, — пояснил Богдан Данилишин.

Заместитель главы Совета НБУ Тимофей Милованов выступил против этой инициативы. “Решение правительства Украины об отмене государственного регулирования цен на продукты питания с 1 июля 2017 года – это важно для перехода к рыночной экономике, — заявил он. — Глава Совета НБУ сказал, что отмена регулирования цен ведет к инфляции. Как замглавы Совета НБУ я думаю, что инфляцию нельзя сдержать решением правительства или регулированием цен”.

По его словам, инфляция вызвана, например тем, что при 2-3-процентном росте экономики зарплаты выросли на почти 20% в реальном измерении. “Я считаю, что частично это вызвано решением поднять минимальную зарплату в два раза. Экономику нельзя обмануть, и нельзя достичь улучшения качества жизни простым решением — будь то поднятие минимальных зарплат или регулированием цен”, — уверен Тимофей Милованов.

Богдан Данилишин признает, что текущая инфляция является инфляцией предложения — вызвана ростом себестоимости продукции. “Из-за увеличения расходов производители вынуждены поднимать отпускные цены. Это транслируется в розничные цены. По итогам 2016 года увеличение цен производителей составило 35,7%, с лагом в 6-9 месяцев это транслировалось в увеличение потребительских цен”, — отмечает глава Совета НБУ.

От напомнил, что на середину 2016 года 42% рынков были монополизированы, а 11% рынков работали в условиях административной или ествественной монополии. “Монополии и олигополии сформировались в ТЭК (65%), в сфере транспорта и связи (82%). Монополисты злоупотребляют своим положением, применяют инструменты, которые позволяют монополизировать прибыль путем завышения цен и тарифов”, — заявил господин Данилишин и призвал восстановить “контроль за ценообразованием”.

Ускорение инфляции он использует для критики политики НБУ по инфляционному таргетированию, поскольку “влияние НБУ на уровень инфляции существенно, но не имеет определяющего значения”.

“Сильное влияние на рост потребительских цен имеют факторы, которые не подконтрольны НБУ. Среди них, вместе с отменой регулирования цен на продукты питания — рост административно регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, увеличения цен производителей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Эти факторы действуют со стороны расходов, поэтому НБУ ограничен в противодействии росту цен, — утверждает он. — Потенциал позитивного влияния увеличения учетной ставки на сдерживание инфляции в условиях инфляции предложения является ограниченным”.

В конце октября Нацбанк неожиданно для рынка повысил учетную ставку сразу на 1 п.п. – до 13,5%. Этим решением регулятор прервал двухлетний период смягчения монетарной политики. Нацбанк хочет повысить стоимость денег в экономике, чтобы укротить высокую инфляцию (см. “Нацбанк разворачивает цены”).

Эксперты назвали это решение запоздалым.

После этого Совет Национального банка отметил недостаточное использование правлением НБУ монетарных инструментов для достижения поставленных инфляционных целей.

Конфликт возник из-за того, что целью инфляционного таргетирования на 2017 год был уровень 8% плюс/минус 2 процентных пункта. Прогноз инфляции составлял 9,1%. Но инфляция в середине года ускорилась, поэтому НБУ ухудшил прогноз инфляции до 12,2%. По итогам октября рост цен с начала года достиг отметки 11,5%.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *