Директор Всемирного банка: 50 лет, чтобы догнать Польшу

Украина достигнет уровня развития Польши через 50 лет.

Директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен рассказала в интервью «ЗН», насколько Украина стала инвестиционно привлекательной для иностранных инвесторов и над чем еще стоит работать. 

Директор Всемирного банка утверждает, что Украина движется в правильном направлении, новая власть имеет амбициозные цели и хорошие инициативы. Сейчас темп экономического роста ускорился. По прогнозу Кахконен, он увеличится до 3,4%.

«Если Украина сможет удержать экономический рост на уровне 3-4% в год, ей понадобится около пятидесяти лет для того, чтобы догнать нынешний уровень развития Польши. Если темпы снова снизятся, то этого времени не хватит», — заявляет Сату Кахконен.

По ее словам, экономика Украины все еще очень зависит от экспорта сырья. В периоды глобальной стагнации сырьевая экономика всегда уязвима, потому что мировые цены на сырье начинают снижаться.

Именно поэтому важно, чтобы обменный курс не находился в ручном управлении, а соответствовал реальному положению внешних торговых процессов. Это защитит Украину от существенных рисков, которые она уже переживала в прошлом.

Как удержать инвестора

Больше всего иностранных инвесторов отпугивает коррупция, неравные условия и монополизация сектора. Государство должно гарантировать бизнесу невмешательство в его работу в рамках законодательства — так можно удержать инвестора.

«Иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в стране. Они ищут экономической и политической стабильности, которая гарантировала бы им длительную работу. Они рассчитывают на определенный уровень предсказуемости — ищут страны с верховенством права, достойной защитой прав собственников, стабильным исполнением контрактов», — отмечает Сату Кахконен.

Готовность инвесторов доверять власти основывается именно на практических моментах: выполняются ли контракты и законодательство, соблюдаются ли требования, сохраняется ли здоровая конкуренция, наказывают ли нарушителей, беспристрастное ли судопроизводство.

Что не так с инвестиционными программами

Административные препятствия в Украине просто непреодолимы. До сих пор существует огромное количество порядков, процедур и экспертиз чуть ли не с советских времен, которые требуют больших объемов «бумажной» работы и невероятного количества подписей под каждой бумажкой на всех этапах выполнения.

Таких сложных бюрократических практик в большинстве стран мира уже нет — остались только на постсоветском пространстве. Они почти никогда не помогают выполнению проектов, но гарантированно мешают, потому что забирают очень много времени.

«Из-за бюрократии и коррупции правительство Украины ежегодно не использует миллиарды долларов от инвестиционных проектов. Деньги, которые уже согласованы международными партнерами и за которые можно было бы строить дороги, обновлять водоканалы и строить больницы, не приходят в Украину», — рассказывает Сату Кахконен.

Всемирный банк нетолерантен к коррупции: как только становится известно о таких правонарушениях, проект приостанавливается и начинается расследование. Такое происходит довольно часто, особенно на этапе закупок, и тормозит реализацию инвестиционных проектов.

Государственные банки

По словам директора Всемирного банка, из всех украинских государственных банков лучших результатов на пути преобразований достиг Укргазбанк. Пока что три других государственных банка не готовы к приватизации. Им надо решить проблемы с неработающими кредитами, которых на балансах этих трех банков очень много.

«Уровень неработающих кредитов у Ощадбанка, Приватбанка и Укрэксимбанка слишком высок — в среднем 65-70% от общего кредитного портфеля. Потенциальные инвесторы, которые могли бы войти в капиталы этих банков, не заинтересованы в приватизации банков с кредитными портфелями такого качества», — отмечает Сату Кахконен.

Для того, чтобы сдвинуть с места решение вопроса с неработающими кредитами, правительство должно принять постановление, которое по сути развязало бы руки руководству государственных банков в работе с этим кредитным портфелем и позволило бы им использовать все возможные инструменты для решения этой проблемы.

Земельная реформа

Основная задача земельной реформы — высвободить потенциал, ускорить экономический рост, трансформировать сельскохозяйственный сектор. По мнению Сату Кахконен, мораторий вредит владельцам земли, потому что их право собственности ограничено: они не могут использовать свою землю как банковский залог, не могут ее продать.

Однако реформу нужно провести правильно. Главное предостережение — это то, что землю будет покупать только ограниченное количество людей, что приведет к большим концентрациям земельных банков. Очень важно, чтобы, кроме закона, который отменит мораторий на продажу земли, были созданы другие нормативно-правовые предохранители концентрации земель.

Предохранительные механизмы предусматривают создание института земельного омбудсмена, который обеспечивал бы защиту прав землевладельцев и противодействовал бы рейдерству. А также:

— открытые данные относительно цен;

— открытый доступ к земельному кадастру и его прозрачность;

— открытые сведения относительно показателей сельскохозяйственных предприятий и их владельцев.

Есть еще одна крайне важная сфера — кредитование под покупку земли. Понятно, что коммерческие банки будут ориентироваться на работу с крупными и средними агропромышленными компаниями, а не на мелких фермеров.

«Мелкие фермеры — наиболее уязвимая группа заемщиков. Мы обсуждали с правительством разные варианты того, как обеспечить малым фермерам доступ к кредитам, среди прочего обсуждалась схема частичного гарантирования кредитов, использования сельскохозяйственных субсидий и их трансформации», — говорит Сату Кахконен.

Главная задача этой реформы — трансформация сельскохозяйственного сектора, которая заключается не только в изменении форм хозяйствования в АПК от латифундий к фермерским хозяйствам, а и в стимулировании перехода от выращивания и сбыта сырьевых товаров к производству товаров с большей добавленной стоимостью.

Культуры, которые дают большую добавленную стоимость, такие как фрукты или ягоды, не требуют для выращивания больших площадей и обеспечивают хороший заработок. Сельскохозяйственные субсидии должны направляться на стимулирование производства продукции с большей добавленной стоимостью малыми и средними хозяйствами.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *