Европейский Суд вновь признал недопустимым помещение обвиняемого в клетку в зале суда

ЕСПЧ присудил 7,5 тыс. евро привлекавшемуся к уголовной ответственности по «болотному делу» журналисту, который присутствовал на месте по заданию редакции.

Представитель заявителя, адвокат Дмитрий Аграновский обратил внимание на то, что решение окончательно и не подлежит обжалованию в Большую Палату, – по его мнению, это означает, что ЕСПЧ таким образом подчеркивает существующую в России проблему. Он призвал адвокатов чаще обращаться в Европейский Суд по поводу «клеток» в залах судебных заседаний, чтобы накапливавшееся количество обращений формировало практику, которая окажет положительное влияние на российское правоприменение.

Европейский Суд вынес постановление по делу «Ковязин против России», в котором заявитель, журналист Леонид Ковязин жаловался на жестокое обращение в связи с его содержанием в металлической клетке и стеклянной кабине во время судебных разбирательств в суде первой и апелляционной инстанций, что, по его мнению, явилось нарушением ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

6 мая 2012 г. Леонид Ковязин прибыл на Болотную площадь по заданию главного редактора газеты «Вятский наблюдатель» для съемки видеоматериала о «Марше миллионов». Непосредственно в возникших массовых беспорядках он участия не принимал, однако в сентябре 2012 г. был задержан и ему предъявили обвинение по ч. 2 ст. 212 УК РФ.

Леонида Ковязина обвинили, в частности, в том, что он перевернул передвижные туалетные кабины и свалил их на дорогу, чтобы построить барьер, препятствующий движению сотрудников полиции. 7 сентября 2012 г. заявитель был помещен в СИЗО, где находился 1 год и 3 месяца. Впоследствии данное содержание постановлением ЕСПЧ по делу «Ковязин и другие против России» было признано необоснованным, а позднее с незаконностью помещения в СИЗО согласился и Президиум ВС РФ.

Во время рассмотрения уголовного дела в Мосгорсуде Ковязин и другие обвиняемые были помещены в стеклянные кабины в зале судебного заседания. Затем разбирательство было перенесено в районный суд, во время заседаний в котором подсудимый находился в металлической клетке. При этом судом не было установлено, действительно ли он совершил вменяемые ему действия, поскольку уголовное преследование было прекращено до окончания судебного разбирательства: в конце декабря уголовное дело в отношении Леонида Ковязина было прекращено в связи с принятием закона об амнистии, приуроченной к 20-летию Конституции РФ, и он был освобожден из-под стражи.

Затем Ковязин обратился с несколькими жалобами в ЕСПЧ, в частности на жестокое обращение, выразившееся в помещении его в клетку и стеклянную кабину в суде. В отзыве на данную жалобу Правительство РФ утверждало, что содержание подсудимых за металлическими барьерами в залах судебных заседаний является технической мерой, направленной на обеспечение безопасности всех задержанных, заявитель и другие подсудимые содержались в тех же условиях, как и любые другие обвиняемые в уголовном процессе. Правительство также утверждало о пропуске заявителем шестимесячного срока на подачу жалобы.

Европейский Суд отметил, что содержание заявителя в стеклянной кабине и металлической клетке происходило в два отдельных временных периода с различными условиями содержания под стражей, которые нельзя рассматривать как непрерывный для исчисления шестимесячного срока для подачи жалобы. Кроме того, Суд указал, что ранее в аналогичном деле признал: шестимесячный срок должен быть рассчитан с даты прекращения предполагаемого жестокого обращения.

В своем решении Европейский Суд повторил выводы, ранее сделанные по делу «Свинаренко и Сляднев против России», о том, что нахождение лица в металлической клетке во время судебного разбирательства само по себе является оскорблением человеческого достоинства и представляет собой унижающее достоинство обращение в нарушение ст. 3 Конвенции. Суд не нашел оснований отклониться от данных выводов и в настоящем деле. Таким образом, Суд указал, что нахождение заявителя в металлической клетке в зале суда представляло собой унижающее достоинство обращение. По итогам разбирательства ЕСПЧ присудил Леониду Ковязину 7,5 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.

Комментируя «АГ» постановление, адвокат Дмитрий Аграновский, представлявший заявителя в ЕСПЧ, обратил внимание на то, что решение финальное и не подлежит обжалованию. По его мнению, это означает, что ЕСПЧ таким образом подчеркивает существующую в России проблему. Адвокат напомнил, что решетки в российских судах применяются повсеместно, однако у Европейского Суда уже существует большая практика по данной категории дел. «Содержание за решетками будет признаваться унижающим человеческое достоинство и в дальнейшем», – считает Дмитрий Аграновский, добавляя, что адвокатам можно использовать эту позицию как прецедентную и приводить в собственных жалобах в ЕСПЧ. 

Дмитрий Аграновский отметил: постоянные обращения в Европейский Суд привели к тому, что практика помещения под стражу и продления сроков содержания под стражей начала не сильно, но меняться в лучшую сторону, и суды стали чаще применять альтернативные меры пресечения. Адвокат привел в качестве примера дело «Жеребин против России», которое ЕСПЧ планировал сделать пилотным, но не стал, поскольку констатировал улучшения в области уменьшения продления сроков содержания под стражей и увеличение применения альтернативных мер пресечения.   

В связи с этим эксперт призвал адвокатов чаще обращаться в Европейский Суд по поводу содержания обвиняемых в клетках. «Нужно, чтобы накопилось достаточное количество обращений, чтобы формировалась определенная практика, которая будет оказывать влияние на нашу российскую правоприменительную практику», – сказал Дмитрий Аграновский.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *