Изменчивые законы и частичная адвокатская монополия: обзор юррынка Грузии

В Грузии часто меняются законы в силу смены власти и ассоциации с Евросоюзом, которая накладывает законодательные обязательства. Судебная система состоит из общих судов и Конституционного суда. Монополия на представительство частичная. В первой инстанции представлять интересы могут даже неюристы. Но если они допустят ошибки, профессионалам будет сложно их исправить. Юррынок в Грузии маленький, но представлено несколько иностранных фирм. Их услуги все более востребованны, потому что законы играют все большую роль.

Законы и суды Грузии

Грузия – унитарная республика парламентского типа. Местное законодательство там включает в себя Конституцию, кодифицированные и другие законы. На вопрос, чем отличается грузинское законодательство, Сандро Бибилашвили, партнер BGI Legal, отвечает: «Оно меняется часто, иногда даже слишком часто». За этим стоят в том числе и политические изменения. После 2004 года, когда к власти пришел Михаил Саакашвили, он занял курс на избавление от коррупции, излишней бюрократии и зарегулированности, поэтому новые чиновники сели переписывать законы. В 2012-м руководство Грузии снова кардинально сменилось – партия «Грузинская мечта» в 2012 году победила на парламентских выборах партию экс-президента Саакашвили. Бюрократия возвращается, говорит Бибилашвили: «Правил становится все больше, создается много правительственных комиссий».

Еще одна предпосылка для изменений – соглашение с Евросоюзом, подписанное в 2016 году, которое предписывает привести местное законодательство в соответствие со стандартами ЕС. Это главная причина пересмотра и изменения большинства законов.

Юристам приходится сложно в такой нестабильной обстановке. В пример можно привести Трудовой кодекс, который приняли в 2010 году, а уже в 2013-м значительно изменили. В 2020-м он опять практически полностью поменялся. Закон, который регулирует банкротство, утвердили в 1996-м, затем документ полностью поменялся в 2007-м, а несколько недель назад подвергся реформированию еще раз. Хорошо, что хоть дали время ознакомиться до апреля 2021 года, говорит Бибилашвили. Наконец, в 2013 году значительно поменялась даже Конституция – большая часть полномочий президента перешла парламенту и премьер-министру.

Судебную систему тоже реформировали в середине 2000-х, после того, как в 2005 году у нее появились новые руководители. За три года 14 судей лишили статуса и осудили за коррупционные преступления. Одновременно судьям обеспечили независимость от исполнительной власти, повысили зарплату, увеличили бюджет судебной системы, создали современную инфраструктуру для работы.

Сейчас судебную систему Грузии составляют Конституционный суд и общие суды во главе с Верховным. В КС входят девять судей: трех назначает президент, трех – Парламент, а еще трех – Верховный суд на срок 10 лет. Они занимаются конституционным контролем по обращениям высших органов власти и граждан.  

Система общих судов включает в себя районные (городские) суды, апелляционные и Верховный суд Грузии. Первая инстанция – это районные (городские) суды в составе не менее двух судей и входящие в их состав судьи-магистраты, которые работают в территориальном отдалении. Если суд состоит из двух судей, то один рассматривает уголовные дела, а другой – гражданские и иные. Там, где штат и нагрузка больше, возможна более узкая специализация или создание специализированных коллегий. Особых арбитражных судов нет, хотя работают негосударственные арбитражи только для коммерческих дел.

Решения первой инстанции проверяет апелляционный суд, который работает в составе палат по гражданским, административным, уголовным делам и следственной коллегии. В Верховном суде, «высшей и конечной» инстанции, работают гражданская, административная, уголовная палаты, которые рассматривают кассационные жалобы. Есть еще Большая палата, которая разбирает особо сложные споры или вступает в дело, если кассационные палаты расходятся во мнениях между собой. Также работают дисциплинарная и квалификационная палаты.

Грузия - судебная система

Как и в других странах, больше всего судебных дел – это взыскание долгов по займам, оплаты жилищно-коммунальных услуг и так далее. 

Вызывают много дискуссий и широко освещаются в прессе бессрочные назначения судей Верховного суда. Норма о пожизненном назначении судей была введена в 2018 году и вызвала много критики. Несмотря на протесты, в декабре 2019-го парламент утвердил на должности 12 судей. А в июле 2020-го Конституционный суд Грузии подтвердил законность процедуры.

Частные юристы и юрфирмы Грузии

В Грузии действует частичная монополия на судебное представительство. В первой инстанции представлять интересы может любой, даже неюрист. «Считается, что это гарантия доступа к правосудию, ведь услуги адвокатов стоят дороже, и Евросоюз, по утверждению представителей правительства, поддерживает такой подход», – поясняет Бибилашвили. В апелляции и Верховном суде интересы представляют только адвокаты (чтобы стать адвокатом, надо сдать экзамен и состоять в специальном образовании). 

Я считаю, что в первой инстанции у представителей надо требовать диплом юриста, потому что если на этой стадии допущены серьезные ошибки, исправить их потом сложно, и это только вредит доверителям.

Сандро Бибилашвили, партнер BGI Legal

Население Грузии – 3,7 млн человек. Юррынок тоже небольшой. Представлена всего одна международная юрфирма – Dentons. Присутствуют компании «большой четверки»: Deloitte, PwC, EY Law, PwC. Кроме того, местная юрфирма «Кордзахия Жгенти» в 2016 году объединилась с международной GRATA International. 

Грузия - юридический рынок

Экономика Грузии хоть и медленно, но растет (4,4% в 2019 году), а значит, становится больше и юрфирм. «20 лет назад было две–три фирмы, а сейчас насчитывается 10–12 фирм, которые обслуживают иностранные юрисдикции, – делится Бибилашвили. – Но, конечно, хотелось бы, чтобы экономика развивалась быстрее, тогда и платежеспособных клиентов у юристов было бы больше». По его словам, когда экономика на подъеме, большим спросом пользуется обслуживание заключения сделок, когда на спаде – клиентов чаще интересует сопровождение судебных процессов. 

2019-й был годом и транзакций, и судебных споров. Развивались отрасли туризма (в том числе гостиничного девелопмента) и энергетики. В 2020-м пандемия коронавируса ударила по экономике, многие бизнесы оказались на грани закрытия. Многие предприятия до сих пор борются за выживание. За пять месяцев 2020-го спад экономики составил 5,4%. В 2021 году ожидается рост на 3%.

Поскольку Грузия граничит и имеет тесные связи с разными государствами (Россия, Азербайджан и так далее), есть запрос на услуги «трансграничного» характера. По словам Бибилашвили, у его фирмы BGI Legal соотношение грузинских и иностранных клиентов – примерно 70% на 30%. Кроме того, есть взаимодействие между российскими и грузинскими юристами. Российские юристы чаще передают дела грузинским, чем наоборот, рассказывает Бибилашвили. 

Евгения Ефименко, ПРАВО

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *