Как в мире спасают малый бизнес от коронакризиса

Карантинные ограничения сковали экономическую активность и спрос на товары и услуги.

Для многих малых и средних предприятий наступили тяжелые времена. Но государства не оставляют «малышей» наедине со своими проблемами.

Малый и средний бизнес (МСБ) – крупнейший работодатель в мире. По подсчетам Всемирного банка, 7 из 10 рабочих мест создаются именно ими. В ЕС по состоянию на 2018 г 97,74% всех рабочих мест было создано МСБ. В частности 45,53% – микропредприятиями (до 10 работающих и до 2 млн евро оборота) .

В Украине по состоянию на ту же дату МСБ имели 6,9 млн рабочих мест (79%) и создали 1,6 трлн грн добавленной стоимости (64%).

МСБ обычно мобильнее с точки зрения адаптации к экономической среде. В то же время они не имеют таких финансовых «подушек безопасности», как крупные корпорации. Поэтому пережить остановку в работе и сохранить рабочие места им гораздо сложнее.

Кризис нанес МСБ удар со стороны предложения: из-за введенных ограничений пострадали каналы поставок материалов и доставки продукции. Некоторые предприятия попали под прямое административное ограничение работы. Нередко сотрудники не могли попасть на работу из-за ограничений передвижения или потребности заниматься детьми после закрытия школ и детсадов.

Не менее болезненным для МСБ стало резкое сокращение спроса. Прежде всего, в силу падения доходов, а также резкого ухудшения экономических ожиданий.

Так, февральское исследование в Китае показало, что в условиях кризиса трети МСБ средств хватит только на покрытие расходов в течение одного месяца, еще трети – на два месяца.

Другое исследование, проведенное в Италии в апреле, показало, что 72% таких фирм пострадали из-за кризиса. В частности, треть ожидала падения доходов более чем на 15%.

В условиях карантина предприятия сокращают или прекращают производство товаров/оказание услуг, что уменьшает поступление средств.

Однако фиксированные расходы МСП остаются почти неизменными: они всё равно должны платить за аренду и коммунальные услуги, выплачивать зарплату, возвращать кредиты банкам, платить налоги.

Чтобы помочь МСП пережить кризис, необходимо отложить, сократить или частично покрыть их расходы и/или предоставить им средства для покрытия этих расходов. Именно на это ориентировались государства, когда формировали антикризисные пакеты для МСБ.

Выделить и оценить антикризисные меры, адресованные МСБ, часто невозможно. Поскольку значительная часть пакетов помощи рассчитана на все предприятия, а не только МСП (например, налоговые льготы или помощь в сохранении рабочих мест).

Правительственные пресс-релизы о пакетах помощи часто не содержат данных о распределении средств по направлениям. Также, несмотря на международные усилия, пока нет сопоставимой статистики о государственной помощи МСБ.

Общее представление о размере помощи дает информация о суммах государственных мер в ответ на пандемию в отдельных странах Европы и США.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *