“Наши дома кому-то приглянулись”. Обитатели Конча-Заспы массово идут в суд

Ну понравились кому-то дома, вот и забрали. Ведь фамилии людей, которых решили выселить из дома отдыха “Конча-Заспа”, выбрали по абсолютно неясным критериям. Может, дело в качестве домов“, — говорит “Вестям” бывший министр юстиции и экс-глава Высшего совета юстиции Александр Лавринович.

Он один из тех, кто попал в первый “выселенческий список”, озвученный секретарем СНБО Алексеем Даниловым. Напомним, президент Владимир Зеленский в мае поручил провести полный аудит земель и домов в Конча-Заспе и Пуща-Водице, которые находятся в государственной собственности. Глава государства заявил, что там живут люди с приставкой экс и “непонятные личности”, заселившиеся при Петре Порошенко, и инициировал “великое переселение этих народов”.

Всего территория дома отдыха “Конча-Заспа” и комплекса отдыха “Пуща-Водица” занимает почти 400 га земли, на которой расположено более 100 государственных зданий и дач, в них проживают около 200 бывших и действующих чиновников и около 50 арендаторов.

“Оставили дом в состоянии, в котором можно заезжать и жить”

Александр Лавринович был в числе 20 обитателей, кому было сообщено о предстоящем выселении. “Мне просто сообщили о разрыве со мной инвестиционного договора. И запретили въезд на территорию. Я переехал сейчас к сыну, живу теперь в его квартире“, — говорит Лавринович. Его переезд прошел без скандала, хотя уверяет, что вложил в строительство дома, где жил с семьей, немалые средства.

Обитатели дома отдыха “Конча-Заспа” проживают там в номерах пансионатов, на арендованных дачах и в жилых домах, построенных на основании инвестиционных договоров, согласно которым строится новый дом. Но при любых затратах передать эту недвижимость по наследству нельзя.

Согласно инвестиционному договору, я практически строил дом с нуля. Дом, который мне был предоставлен, был непригоден для жилья: совершенно разбитый. Пришлось его разобрать и строить заново. Конечно, такие ремонты увеличили капитализацию жилого фонда дома отдыха. Но меня это устраивало. Инвестиционные затраты шли в счет оплаты за пользование, остальные государство должно было возместить. И согласно этим затратам я мог проживать в доме больше, чем это возможно физически, — 88 лет“, — рассказывает Александр Лавринович.

По его словам, он построил двухэтажный дом, оборудовал мебелью и техникой. “Когда мы выезжали, не могли забрать все. Оставили кухню с плитой, посудомоечной машиной и мебелью, а также полностью мой кабинет, гардеробную — иначе пришлось бы все изуродовать. То есть дом в таком состоянии, что можно заезжать и жить. При передаче ключей от дома проводилась съемка, все было запротоколировано представителями ДУСи (Госуправление делами. — Ред.)”, — говорит экс-министр.

Он считает ситуацию вокруг ВИП-выселения политическим пиаром. “Это все используется властью для поднятия рейтинга. Один из ходов для этого — борьба с известными представителями “злочинной влады”. Когда все плохо, винят “злочинну владу”. Хотя, по законам психологии и социальной науки, никто из обывателей и не вспомнит, а как все было при той власти в 1998, 2003 или 2010 годах. Юридически здесь вообще не о чем говорить, поскольку в Украине сейчас законность отсутствует, как явление. А произносить такие слова, как “верховенство права”, — издевательство“, — считает Лавринович.

Он подчеркивает: люди проживали в этих домах на основании договоров. “Сначала мы платили только коммуналку, после 2014-го оплачивали и другие платежи, не предусмотренные договором: за проживание, содержание. Для борьбы с нами, чтобы не пускать к себе домой, использовали госохрану. Да и сама инициатива президента о выселении противоречит Жилищному кодексу Украины. В нем четко сказано, что выселение из государственного жилья возможно в двух случаях: по личной инициативе проживающего или по судебному решению в связи с нарушением законов Украины. Такой нормы, как “по решению администратора, даже если это глава государства”, в нем нет.

Если вспомнить историю, даже большевики после революции предлагали что-то взамен тем, у кого отбирали недвижимость или “уплотняли“, — подчеркивает Лавринович.

“Уже 40 исков”

Экс-министр юстиции не исключает, что будет судиться с дирекцией дома отдыха из-за неправомерного решения. “Меня пока нет в числе тех, кто подал иск. Но, конечно, я буду делать какие-то шаги, в том числе и юридические“, — говорит “Вестям” Лавринович.

В то же время, как отметил “Вестям” бывший генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, который одним из первых выселился с территории государственных дач, тех, кто намерен судиться, уже 40 человек.

Я сразу же выехал оттуда, вычеркнул из своей жизни этот объект. И не хочу ничего знать об этом. Но знаю, что все арендаторы, которым предложили выселиться, пошли в суд. Сейчас в суде 40 исков к дирекции дома отдыха “Конча-Заспа”, — сказал “Вестям” Пискун.

Один из тех, кто точно подал иск, — бывший вице-премьер-министр и экс-нардеп Владимир Семиноженко. В его окружении “Вестям” рассказали, что судебный процесс сейчас в самом разгаре.

Процесс еще не закончен и решения нет. Возмущает то, что много лет никаких претензий к Владимиру Семиноженко со стороны дирекции не было, он содержал в порядке дом, регулярно оплачивал все платежи, не нарушил ни одного закона. И вот такое“, — говорят в окружении бывшего вице-премьера.

В числе истцов называют и имя экс-спикера Верховной Рады Владимира Рыбака, хотя он это в разговоре с “Вестями” не подтвердил.

Какие иски? Мою фамилию президент не называл. Он говорил о том, что в государственном жилье проживают люди, которые не имеют на это оснований. Это дети, родственники, дети родственников тех, кто заселялся в Конча-Заспу на законных основаниях. Вот о таких речь. Хотя и они платят, конечно. А при чем тут я“, — объяснил “Вестям” Рыбак.

По его словам, он проживает на территории Конча-Заспы уже 15 лет в доме, который построил за свои деньги. “Я продал свою квартиру в Донецке, откуда я родом, и на эти деньги построил дом на территории Конча-Заспы, предварительно получив все необходимые разрешения. Плачу коммуналку и платил даже тогда, когда, как председатель Верховной Рады, имел право этого не делать. А теперь кому-то нужен мой дом? Пусть забирают, я воевать не буду“, — рассказывает нам Рыбак.

По его мнению, во избежание конфликтов правильнее было бы выставить государственное жилье на открытую приватизацию. “И вопрос был бы давно закрыт. Чем сейчас это закончится, посмотрим“, — говорит Рыбак.

Позолота и искусственные каналы

Все собеседники “Вестей отмечают, что вовремя оплачивают все платежи. Это суммы не маленькие. Как уже сообщали “Вести”, в 2020 году аренда дома уже выселенному Геннадию Зубко обходилась в 52 тыс. грн в месяц, а коммунальные услуги тянули еще приблизительно на 15 тыс. грн.

Официально же в доме отдыха говорят, что основанием для досрочного расторжения договоров стали нарушения условий соглашений о пользовании домами. А это неуплата за аренду и коммуналку от двух месяцев. Кроме того, дирекция не хочет засчитывать долги в счет инвестиций, то есть прощать неуплату тем, кто вложил в дома миллионы.

Мы лично живем, по местным меркам, довольно скромно. Но вокруг чего только не увидишь: не дома, а особняки с дизайнерским ремонтом, с мрамором и лепниной, искусственные каналы. Мы мало у кого бываем, но рассказывают, что у чиновников времен Кучмы и мебель из уникальных сортов дерева с позолотой настоящей, а не искусственной, и серебро, и чеканка, хрусталь. Люди вкладывали в капремонты по $200–400 тысяч“, — рассказывает “Вестям” одна из обитательниц Конча-Заспы.

По ее словам, на участках возле дома обитатели Конча-Заспы разводят редкие и коллекционные деревья. Правда, добрососедские разговоры и посиделки, как рассказал “Вестям” экс-спикер парламента Александр Мороз, здесь не приняты.

Мы не обсуждаем отъезды, переезды, выселение. Во-первых, это как-то неудобно. Ведь люди пострадали — многие вложили немалые средства в обустройство здешнего жилья, делали капремонты, достройки и перестройки, а теперь приходится оставлять все“, — говорит “Вестям” Мороз.

Сам он живет в Конча-Заспе больше 20 лет. “Но при этом я даже не в курсе, кто где живет“, — уверяет Мороз.

Он отмечает, что пересекается с соседями иногда на прогулках. “Когда гуляю, вижу супругов Кинах иногда. Анатолий Кириллович любит рыбачить возле своего дома. Иногда еще кого-то. Ну поздороваемся, и все“, — сказал Мороз.

Любопытно, что как таковых заборов между участками практически нет, чаще живая изгородь из хвойных деревьев или кустарников. Самый большой забор, как рассказывают, вокруг дачи бывшего президента Леонида Кучмы.

Да. Есть такой забор. Участок числится за ним, его усадьба охраняется. Но самого его здесь не видно. А таких огромных заборов больше и нет. У меня штакетник в 1,5 метра“, — рассказывает Мороз.

Мраморные полы и золотые унитазы никто не компенсирует

Юристы говорят, что перспективы в суде у выселенцев есть, но не у всех.

В условиях договоров четко прописывается, каким образом вносятся инвестиции, как это подтверждается. Должно же быть и согласие дирекции дома отдыха на ремонты и перепланировку. Если условия договора о внесении платежей были соблюдены, тогда да, шансы на возмещение потраченных средств они имеют. Если не соблюдены, и забрать то, на что были потрачены деньги, невозможно, им никто ничего не компенсирует, и суды, вероятнее всего, они проиграют“, — объяснил “Вестям” юрист Ростислав Кравец.

По его словам, если, допустим, кто-то сделал мраморные полы и золотые стены, а собственник помещения, дом отдыха, не давал согласие на установку такого дорогостоящего интерьера и оборудования, соответственно, условия договора в части этих разрешений не были соблюдены.

Что же касается самого решения — оно политическое. Я не сомневаюсь, что после выселения “бывших” их заселят “нынешние”. А потому вопрос о законности решения открыт“, — считает Кравец.

Но в Офисе президента уверяют, что закон не нарушали. Зеленский же и вовсе озвучил журналистам вопиющую историю. Он хотел зайти на территорию одного из участков, где шел ремонт, но ему преградили вход строители и сказали, что это якобы частная территория. Позже президент узнал, что государственный участок по каким-то причинам принадлежит известному пластическому хирургу. После чего глава государства возмутился и распорядился провести аудит государственных дач.

А во время предвыборной кампании он, напомним, говорил, что на территории госдач должны жить дети и проводиться экскурсии. “Давайте обустроим там лагеря. Я не вижу в этих резиденциях никакого смысла. В результате, когда мы ездим в Европе по экскурсиям, то мы видим старинные резиденции королей, то, что это сегодня — это все для экскурсий“, — говорил Зеленский.

Как уже сообщали “Вести”, дети действительно появились на территории дома отдыха. По информации “Вестей”, это подростки из организации “Отчий дом”, которые находятся без опеки родителей.

Более того, ходят слухи, что в отселенных домах появятся центры творчества и оздоровительные учреждения. Президент Зеленский еще в мае пообещал представить концепцию использования Конча-Заспы и Пуща-Водицы в ближайшее время.

ВЕСТИ

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *