Нацбанк рассказал о схеме легализации доходов через ОВГЗ

Схему легализации средств использовали публичные лица (РЕРы) для искусственного формирования дохода и последующего отображения легальности полученных доходов при их декларировании.

Об этом говорится в письме, которое Нацбанк разослал банкам 4 марта.

В ходе надзора в сфере финмониторинга специалисты Нацбанка выявили ряд операций с ОВГЗ, которые свидетельствуют о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения. «Особенностью проведения подобных операций является покупка по более высокой цене и продажа по более низкой цене (то есть с убытком) ОВГЗ с таким же ISIN кодом юридическими лицами в течение короткого промежутка времени, в том числе, одного рабочего дня, что повторяется неоднократно (циклически)», – говорится в письме регулятора.

НБУ призвал банки уделять больше внимания мониторингу цикличных операций с ОВГЗ, которые могут означать легализацию «грязных» денег.

Схема простая, но эффективная.

На первом этапе брокер, действуя от своего имени за средства и по заявке юридического лица покупает у банка пакет ОВГЗ, после чего перепродает этот пакет облигаций. Другой брокер покупает ОВГЗ по цене ниже покупки, но в пределах рыночных цен, действуя за средства и по заявке физлица. Далее этот же пакет ОВГЗ по большей цене вновь выкупает первый брокер по заявке юрлица, после чего он снова перепродает пакет ОВГЗ в пользу физического лица по более низкой цене. А физлицо снова перепродает ОВГЗ банку по более привлекательной цене. «В результате таких циклических операций физлицо получает инвестиционный доход, а юрлица – инвестиционный убыток в таком же размере», – пояснили в НБУ.

В Нацбанке подчеркнули, что «такая схема получения инвестиционной прибыли используется, в том числе, национальными общественными деятелями, близкими и связанными с ними лицами с целью искусственного формирования дохода и последующего отображения легальности полученных доходов при их декларировании». Конкретные публичные лица в письме не указаны.

НБУ советует банкам тщательнее проверять своих клиентов, как юрлиц, так и физлиц, анализировать условия договоров купли-продажи ОВГЗ и заявки на покупку госбумаг, а также выяснять источники происхождения средств клиентов, приобретающих ОВГЗ. Если банки обнаружат такие операции, они должны «отказаться от проведения таких транзакций и обслуживания клиента, а также сообщить об этих случаях в уполномоченные госорганы».

Банки обязаны обращать внимание на наличие экономической целесообразности проводимых операций, на срок хранения ОВГЗ в портфеле ценных бумаг клиента, на соответствие цены ОВГЗ их справедливой стоимости, на цикличность финансовых операций, а также на существенное расхождения между размером средств, вложенных в ОВГЗ, и полученной прибылью или убытком.

В НБУ отметили, что в подобной схеме могут использоваться не только ОВГЗ. «В случаях, если банк в процессе изучения клиента выяснил, что этот клиент получает основной доход за счет осуществления сделок с ценными бумагами, в том числе ОВГЗ, рекомендуем банкам тщательно проанализировать документы и информацию о деятельности и финансовых операций такого клиента, с целью подтверждения или опровержения того, что этот клиент является участником подобных схемных финансовых операций», – сказали в НБУ.

В реестре деклараций публичных лиц информация о «прибыли от отчуждения ценных бумаг» фигурирует в 356 декларациях, «доход от отчуждения ценных бумаг» – 74 832 декларациях, а «ОВГЗ» – в 17-ти.

НБУ сообщил банкам, что в описанных схемах финансовых операций по купле-продаже ОВГЗ участвуют профессиональные участники фондового рынка, которые ненадлежащим образом исполняют обязанности субъектов первичного финансового мониторинга. НБУ не осуществляет надзор за этими финансовыми посредниками, поэтому информация о выявленных схемы будет направлена регулятору этого рынка – Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Регулятор знает об этой схеме. В сентябре 2018 года глава НКЦБФР Тимур Хромаев на вопрос FinClub о том, что ОВГЗ могут использоваться для легализации капитала, когда ценные бумаги покупаются или продаются по ценам значительно ниже или выше рынка для искусственного возникновения прибыли у одной стороны сделки, ответил: «Закон это позволяет».

Тогда Хромаев рассказал о необходимости бороться с этим явлением: «Ввели налоговую ставку, чтобы люди инвестировали в ОВГЗ. Люди инвестируют. При этом используются такие механизмы, чтобы кому-то создать большой доход, а кому-то – убыток. Чтобы предотвратить такие моменты, нам надо построить более качественный рынок ОВГЗ. Для того чтобы вы не могли продавать низко, а покупать дорого, или наоборот, нужен принцип best execution, когда торговец не может продать клиенту существенно ниже рынка. Ведь это нечестно».

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *