НБУ озвучил основные нарушения банками прав потребителей

Национальный банк разъяснил, законны ли действия банка, когда он навязывает дополнительные услуги. Например, при выдаче зарплатной или пенсионной карты автоматически выпускает еще и кредитку.

Предлагать свои услуги, пусть даже настойчиво, — это не нарушение прав потребителей. Однако банкам не нужно выдавать желаемое за действительное. Если банк утверждает, что не может выдать зарплатную или пенсионную карту без кредитной — он вводит вас в заблуждение и навязывает услугу. Украинское законодательство запрещает такие действия (статья 55 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»). Клиент имеет полное право отказаться от навязанной кредитной карты.

Наиболее частые случаи навязывание услуг — по кредитам.

Наиболее чувствительный момент — клиенты часто даже не понимают, что банк навязывает услуги. Поэтому и не защищают свои права.

Показательные примеры навязывания услуг:

  • банк выдает кредитную карточку вместе с зарплатной 
  • банк включает обязательную страховку определенной страховой компании в пакет услуг при получении кредита, даже если клиент желает застраховаться в другой компании;
  • банк продает страховку от несчастных случаев при обмене валюты;
  • банк самовольно подключил услугу sms-информирования и взимает за это комиссию.

В чем риск для клиента?

Поясним на примерах из обращений граждан в Национальный банк.

Пример 1: клиент банка получил кредитную карточку вместе с зарплатной. После этого он не пользуется кредитной картой. Но банк взимает платеж за обслуживание кредитной карты в размере 20 грн (условно) в счет кредитного лимита. Таким образом у клиента появляется долг, о котором он даже не подозревает. В лучшем случае банк сообщит о возникновении задолженности, когда клиент не внесет на кредитку обязательный минимальный платеж в следующем месяце, в худшем — клиент узнает о долге, когда он достигнет значительной суммы.

Пример 2: клиент банка получил кредитный лимит на зарплатную карту. После этого баланс на счете отражается с учетом кредитного лимита. То есть клиент пользуется картой, не понимая, где его собственные средства, а где кредитные, за которые нужно платить проценты.

Как разрешить указанные ситуации?

Сначала нужно написать жалобу на имя руководства банка. Если банк отказывается идти навстречу и пренебрегает жалобой, следует обращаться в НБУ.

Профильное подразделение — Управление защиты прав потребителей финансовых услуг — обрабатывает все жалобы. Если есть признаки нарушений, специалисты обращаются непосредственно в банк, чтобы исправить ситуацию.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid