Неполноценное расследование смерти россиянки нарушило права ее матери — ЕСПЧ

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал нарушение прав матери, заявившей о ненадлежащем расследовании смерти ее дочери.

В мае 2007 года дочь заявительницы была найдена повешенной в квартире, где она проживала со своим мужем и детьми. Экспертиза установила, что смерть наступила от удушения. На теле погибшей были обнаружены ушибы и ссадины, возможно, нанесенные другим человеком незадолго до трагедии. Позднее эксперты установили, что в момент смерти погибшая находилась в состоянии алкогольного опьянения.

Заявительница направила жалобу в прокуратуру Ненецкого автономного округа с требованием возбудить уголовное дело против ее зятя, который, по ее мнению, довел девушку до самоубийства, регулярно применяя в отношении нее насилие.

С мая 2007 года по октябрь 2009 года следователь вынес в общей сложности 19 решений об отказе в возбуждении уголовного дела. По версии, установленной на стадии предварительного расследования, было установлено, что погибшая, находясь в состоянии алкогольного опьянения, покончила с собой.

Прокурор и суд отклонили эти решения как незаконные и безосновательные, отмечая, что следователь не следовал инструкциям прокуратуры. В ноябре 2009 года представитель региональной прокуратуры сообщил заявительнице о нарушении ее прав со стороны следствия и полиции, не расследовавших дело.

В сентябре 2011 прокуратура приступила к расследованию в отношении мужа погибшей по подозрению в доведении ее до самоубийства. Это решение было отклонено заместителем прокурора спустя один день.

По окончательной версии следствия самоубийство погибшей не было связано с ее мужем. В частности, следствие не нашло прямых доказательств жестокого обращения. Ранние эпизоды побоев в 2005-2007 годах, в том числе обращение в полицию, поданное и позднее отозванное погибшей, были признаны не имеющими отношения к ее смерти. Российские суды подтвердили решение об отказе от расследования.

Мать россиянки обратилась в ЕСПЧ в ноябре 2009 года. По ее мнению, власти стали рассматривать какую-либо версию произошедшего, кроме самоубийства, что привело к нарушению положения статьи 2 (право на жизнь) Европейской конвенции по правам человека. В свою очередь, представители РФ отметили, что предварительное расследование обстоятельств смерти погибшей было произведено быстро, тщательно и в соответствии с законом.

ЕСПЧ обратил внимание на 21 решение об отказе возбуждать уголовное дело, несмотря на критику со стороны прокуратуры и других представителей власти, указавших на недостаточную тщательность расследования. По мнению Страсбургского суда, это подтверждает позицию заявительницы.

Кроме того, судебная практика ЕСПЧ установила, что в случаях жестокого обращения в отношении граждан или лишения их жизни представителями государства, расследование не может ограничиваться предварительной стадией. ЕСПЧ подтвердил, что этот принцип распространяется и на случаи жестокого обращения или лишения жизни со стороны частных лиц.

Страсбургский суд признал нарушение положения статьи 2 Конвенции и постановил выплатить заявительнице 19,5 тысячи евро компенсации морального вреда и 2,2 тысячи евро судебных издержек.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *