Очередное «простое решение»: Согласится ли ООН признать ФСБ России террористической организацией

«Слуги» Дунда и Аликсийчук с коллегами внесли законопроект, которым предлагают Организации Объединенных Наций признать российские ФСБ и Генштаб террористическими организациями. Разбираем, почему об этой инициативе в ООН скорее всего даже не узнают (и это не зрада).

Авторами законодательной инициативы №6001 под названием «Проект Постановления об обращении Верховной Рады Украины в Совет безопасности Организации Объединенных Наций о признании Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Главного управления Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации террористическими организациями» являются депутаты-мажоритарщики от фракции монобольшинства Олег Дунда (91-й округ, Киевская область), Александр Аликсийчук (округ №154, Ровенская область), Георгий Мазурашу (округ №203, Черновицкая обл.) и их коллеги из группы » За будущее» Игорь Гузь (округ №19, Волынская область) и Тарас Батенко (123-й округ, Львовская область). Такой подбор авторов-мажоритарщиков намекает на желание нардепов засветиться перед своими избирателями в качестве бескомпромиссных патриотов, беспощадных к врагам Отечества.

В этот вторник, 7 сентября, проект был получен парламентом и направлен на рассмотрение руководства. До внесения на рассмотрение профильного комитета Рады и тем более в сессионный зал еще очень далеко, если вообще до этого дойдет, учитывая содержание депутатской инициативы. А она короткая, как выстрел, — ее текст уложился в неполную страницу. Предусматривает этот законопроект три момента:

признание Верховной Радой Украины Федеральной службы безопасности РФ и Главного управления Генштаба вооруженных сил России террористическими организациями;

утверждение обращения ВР в Совет безопасности ООН о признании упомянутых российских институтов террористическими организациями;

поручение председателю Верховной Рады безотлагательно направить соответствующее обращение в ООН.

К проекту добавлен текст обращения Верховной Рады к Совету безопасности ООН. Он немного длиннее, состоит из трех страниц текста и 770 слов.

Не будучи уверенными, что утверждение «все гениальное — просто» работает в этом случае, попробуем разобраться в реалистичности депутатской инициативы. Дунда и Аликсийчук — депутаты вообще очень продуктивные, их подписи среди коллективов авторов стоят под десятками законопроектов в разных сферах — от экономики, изменений в Бюджетный кодекс, экологии, местного самоуправления и защиты пчел до осуждения исламской организации ХАМАС и признания ее террористической.

А вот когда Дунда и Аликсийчук создают в паре, из-под их пер выходят настоящие законотворческие неожиданности. Уже не первый раз упомянутые нардепы выносят на суд общества проекты довольно интересного содержания. В январе 2021 года они зарегистрировали законопроект №4640, которым предлагали фактическое введение в Украине двойного гражданства: украинцы, кроме чиновников и депутатов, смогли бы получать паспорта других государств, а иностранцы — получать украинский паспорт без потери гражданства своей страны. Тот проект так и не был рассмотрен Радой.

В марте этого года эти же двое авторов подали проект закона №5258 об осуждении идеологии «русского мира». Состояние его прохождения — до сих пор «прорабатывается в комитете».

Еще большую известность приобрел другой законопроект упомянутого творческого тандема, №0095. Он появился в марте 2021-го и предполагал ни много ни мало — денонсацию соглашения между Украиной и Россией относительно пребывания на территории нашего государства Черноморского флота РФ. Мало того, что такие масштабные инициативы по сложившейся практике поступают в Раду от президента или правительства. Законотворческий тандем Дунда-Аликсийчук, похоже, попытался воспользоваться волной внимания к «Харьковским соглашениям», поднятой Совбезом, который именно тогда поручил СБУ изучить обстоятельства скандального голосования в 2010 году в ВР за «Харьковские соглашения». Упомянутая депутатская идея не дошла до рассмотрения на одном из пленарных заседаний Рады.

Интересным автором проектов, лишь единичные из которых становятся законами, является и бывший спортивный журналист из Черновцов, а ныне «слуга народа» господин Мазурашу. Как законодатель он занимается проблемой продажи сигарет и алкоголя в супермаркетах (законопроект №5805, с июля этого года рассматривается в комитете), предлагает ввести административную ответственность за пропаганду гомосексуализма и трансгендерности (прошлогодний проект №3917, снят с рассмотрения) или работает над созданием возможности отзыва нардепа по народной инициативе (законопроект №3972, возвращен на доработку).

Следовательно, в случаях, когда упомянутые народные избранники являются самостоятельными, а не в составе огромных коллективов авторов создателями законопроектов, они, во-первых, становятся чрезвычайно креативными, а во-вторых — все их креативы так и остаются под сукном. Возьмем на себя смелость спрогнозировать, что такая же судьба ожидает и нынешний законопроект этих авторов, к которым присоединились нардепы из группы «За будущее».

На такую же мысль наталкивает и беглый анализ фактической части проекта закона №6001. Еще после сбития малазийского «Боинга» в небе над Донбассом летом 2014 года тогдашняя украинская власть прибегла к попытке добиться от международных организаций официального признания террористическими организациями самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Президент Петр Порошенко обращался с соответствующей просьбой к США и ООН, а Генпрокуратура Украины признала эти организации «террористическими» еще до авиакатастрофы. Но тогда запланированное официальным Киевом не удалось. Дело в том, что на уровне ООН, институтов мировой дипломатии или отдельных государств-лидеров современного мира такие решения очень долго дискутируются, потому что признание той или иной организации террористической обычно влечет санкции в отношении членов этих организаций, а также лиц и стран, которые им способствуют.

На уровне отдельных государств сделать это проще, чем через ООН. Семь лет назад тогдашний председатель Комитета Верховной Рады по европейской интеграции Григорий Немыря объяснял, что каждая страна в соответствии со своей юрисдикцией принимает решение о признании организации террористической. Обычно это происходит, когда от действий террористов страдают граждане этих стран. Такая практика есть, скажем, в США, где террористическими признаны более 60 организаций из разных уголков мира, чуть меньше — в черном списке Великобритании. Между прочим, Россия имеет свой список из 19 «террористических организаций», признанных Верховным судом страны, которая сама является агрессором.

Сложнее с этим на уровне ООН. При определении отношения к «террористическим организациям» ООН опирается на 14 международных документов. Обязательным условием признания организации террористической является согласие всех 15 государств-членов Совета безопасности Организации Объединенных Наций. Это крайне сложно. До сих пор в список террористических ООН удалось отнести преимущественно исламские «Аль-Каиду», «Фронт аль-Нусра», «Боко Харам» и некоторые другие.

Отсюда следует, что технически возможно признать ФСБ и российский Генштаб террористическими организациями (хотя оснований для этого их деятельность и дала более чем достаточно) разве что на уровне нашего государства. Но в таком случае логичным следующим шагом должно быть признание и России государством-террористом.

Подобные законопроекты раздражают страну-агрессора, и это хорошо. Но учитывая отсутствие механизмов их реализации, предназначены они скорее для пиара самих авторов.

Хотите быть в курсе важнейших событий? Подписывайтесь на АНТИРЕЙД в соцсетях.
Выбирайте, что вам удобнее:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твиттер twitter.com/antiraid