Отдавайте землю да поторапливайтесь. У украинцев отберут паи под Киевскую окружную дорогу?

У вас отсудили землю под Киевом, а вы и не знали. Вскоре такое может произойти с некоторыми нашими согражданами. Правительство предлагает принудительно забирать у украинцев их земельные участки, если они понадобятся для строительства дорог и мостов государственного значения. Отчуждать землю под общественные нужды можно уже сейчас, но это очень длительный процесс. Власти хотят, чтобы судебное производство длилось всего месяц и было возможным даже без присутствия собственника земли. Все это регламентирует законопроект 6422 авторства Кабмина.

Власти не могут полноценно реализовывать президентский проект “Большое строительство”, поэтому положили глаз на земли в частной собственности. Похоже, украинцам придется приготовиться защищать свое имущество, так как компенсация за него хоть и гарантирована государством, но получают ее не все или не в самом справедливом объеме.

Что ждет собственников земли в случае принятия законопроекта и будут ли в скором времени жители столицы пользоваться новой окружной?

Дело о вашей земле рассмотрят без вас

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба отмечал, что на самом деле законопроект изменит не так много. Действительно, процедура отчуждения земель для общественных нужд появилась в Гражданском кодексе Украины еще в 2003 году. Она позволяет принудительно забирать землю либо недвижимость в пользу страны под строительство важных инфраструктурных объектов. Это дороги, мосты, эстакады, линии электропередач, аэропорты, нефтяные и газовые терминалы и т. д.

Муниципалитет или представители государственных органов власти могут предложить собственнику компенсацию или обмен с так называемой доплатой. Речь о средствах на оформление документации и за упущенную выгоду.

В законе прописано, что землю могут забрать только в исключительных случаях, если других вариантов нет. Правда, острая необходимость достаточно субъективное понятие. В случае, например, с Подольским мостовым переходом в Киеве озвучивались и альтернативные варианты строительства, которые не требовали выселения значительного количества собственников домов. И все же власти приняли решение не в пользу жителей Русановских садов.

Цель нового законопроекта – быстрое отчуждение “интересных” земельных участков, и этого никто не скрывает. Новация состоит том, что сообщать о выкупе участка его собственнику будут не за 3 месяца, а за 2. С ним будут “торговаться” о способах и объемах компенсации всего в течение 1 месяца, а не 3, как сейчас. Если же к компромиссу не придут, то собственнику придется приготовиться к отстаиванию своих интересов в судебном порядке в сжатые сроки. Причем власти решили даже освободить себя от уплаты судебного сбора.

Речь идет об упрощенном судебном производстве. Министр инфраструктуры как автор законопроекта хочет, чтобы срок рассмотрения дела составлял всего месяц, причем для этого даже не пришлось вызывать собственника земли, проводить судебные дебаты.  

Это рискованно для тех, кто все еще не зарегистрировал информацию о своем праве владения в соответствующем реестре. Чиновники, конечно, теоретически должны изучать госархивы в поисках владельца, но могут и просто публиковать сообщения о планируемом изъятии по месту нахождения участка. А значит, о суде вы можете узнать уже тогда, когда все будет давно решено. Компенсации в таком случае все равно можно добиваться, но такой вариант явно не самый лучший. Кроме того, если вы все еще не заявили свои права на участок по сроку давности его использования, стоит поторопиться, чтобы вовсе не остаться “с носом”.

Если будет подана апелляция, то суд должен будет принять окончательное решение, а не направлять дело на новое рассмотрение. После решения суда землю хотят забирать всего спустя месяц, а не полгода, как сейчас.

Строим Киевскую окружную

В пояснительной записке к законопроекту его необходимость объясняют тем, что сейчас рассмотрение дел по отчуждению земли может длиться годами. В качестве примера приводят затягивания со стороны Харьковского апелляционного административного суда – он более года рассматривал дело об изъятии земель для Хорольской ОГА, Великобагачанской РГА, Супруновского сельсовета. Блюстители закона не хотят столько ждать.

Но почему же именно сейчас назрела необходимость в такой спешке? Тут тайны никакой нет. В пояснительной записке прямо указано, что “Проблемы землеотвода путем принудительного отчуждения в государственную собственность… оказывают существенное влияние на такой общественно важный инфраструктурный проект, как строительство Большой кольцевой автомобильной дороги вокруг г. Киева”.

Причем о том, что такой законопроект будет разрабатываться, предупреждали еще в октябре прошлого года.

“Для чего он нужен? Представьте, что большинство земли в паях или находится в бесплатной приватизации, а нам нужно сделать объездную дорогу в Киеве. Поверьте, свободной земли вблизи столицы нет. Государству нужны мост, общежитие для военнослужащих, объездная дорога, а их негде строить. А если завтра понадобится мусороперерабатывающий завод под Киевом? Нет земли. Все взяли, все порезали, все попилили”, – комментировал министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко.

Земли под проект Киевской окружной дороги действительно “попилили”. Кабинет Министров еще в 2007 году запретил КОГА, Госгеокадастру и Госагентству лесных ресурсов осуществлять какие-либо распорядительные действия в отношении земельных участков, необходимых под аналогичный проект БКАД (фактически тот же проект, что и КОД). После этого некоторое время проект был заморожен, и уже в 2018 году оказалось, что значительная часть нужной земли каким-то образом оказалась в частной собственности. А примерно на трех десятках участков стали вести незаконное строительство уже после того, как стало известно о проекте окружной.

Отдавайте землю да поторапливайтесь. У украинцев отберут паи под Киевскую окружную дорогу?

Фото из открытых источников

Сейчас продолжаются расследования по поводу возможной растраты имущества, самоуправства, злоупотребления полномочиями должностным лицом, служебного подлога. Решения по некоторым землям уже есть. В октябре Бородянский районный суд вернул государству 10 гектаров земли. Это капля в море: в Мининфраструктуры заявляли, что спорных участков около 1000. А ведь время поджимает. В Службе автомобильных дорог в Киевской области на днях сообщили, что скоро начнут строительство КОД.

Чрезмерно продолжительные суды – это действительно серьезная проблема. Но массовое принудительное отчуждение земель в Киеве, еще и по упрощенной процедуре, может понравиться далеко не всем украинцам. И не только тем, кто участвовал в схематозе на земле под окружную, но и тем, кто владеет землей законно и уже с ней сроднился.

Компенсации можно и не дождаться

Адвокат Ростислав Кравец в комментарии 112ua.tv рассказывает, что между такими механизмами возмещения за изъятую землю, как компенсация и мена, украинцам стоит выбирать компенсацию. Другую землю пострадавшим от инфраструктурных планов правительства могут дать и в Чернобыльской зоне.

На сумму компенсации по закону будет влиять целевое назначения участка, рыночная и кадастровая стоимость земли, стоимость оформления документов по снятию с регистрационного учета и постановки на учет, стоимость объектов недвижимости на участке, убытки, которые понес собственник при изъятии участка, упущенная выгода, если собственнику удастся доказать, что он вел предпринимательскую деятельность с использованием изымаемых объектов. Придется обосновывать и размер доходов, которые он должен был бы получить, если бы имущество осталось в его собственности.

Министр Лещенко, комментируя отчуждение земель еще год назад, говорил, что выплачивать будут “условно по 100 тыс. грн”. Обычно нормативная денежная оценка, на которую ориентирует Кабмин, даже немного ниже – около 2-3 тыс. долларов за 1 га. Но и тут все не так однозначно.

“В экспертном выводе могут написать, что земля стоит тысячу гривен, хотя на самом это, к примеру, 10 тыс. долларов”, – говорит Кравец.

Отстаивать желаемую сумму компенсации можно и нужно. Собственник земельного участка имеет право привлечь к оценке независимую организацию и предоставить ее выводы в суде. Суд в итоге может не встать ни на одну из сторон и самостоятельно определить условия изъятия земли. Несогласный с таким решением собственник может обратиться в Европейский суд по правам человека.

Суд уже становился на сторону трех болгар, которых не устраивала сумма компенсации от государства, так как был нарушен “справедливый баланс между защитой имущества и требованиями общественного интереса”. Каждому из заявителей присудили по 5 тыс. евро одной только моральной компенсации. Эта практика вполне может быть ориентиром для украинских собственников сельскохозяйственных земель.

Еще один важный нюанс: для строительства КОД может понадобиться вовсе не весь участок, а лишь его часть. И компенсируют в таком случае лишь его стоимость. Но такой расклад может быть не на руку собственнику, ведь после запуска трассы уровень выхлопных газов и шума существенно повысится. На существующем участке Большой кольцевой дороги на Оболони проблему решили строительством бетонного шумозащитного экрана в 6 метров высотой – не самого эстетичного, честно говоря. Если подобные расклады вас не устраивают, вы можете пожелать провести равноценный обмен или получить полную компенсацию.

Отдавайте землю да поторапливайтесь. У украинцев отберут паи под Киевскую окружную дорогу?

Фото из открытых источников

Тут примечательно дело “Кобеляцкая райгосадминистрация Полтавской области против гражданина”. Верховный суд встал на сторону собственника, который не хотел отчуждать только 26 соток из 5 гектаров. По ч. 5 ст. 3 ЗУ возможно отчуждать только весь земельный участок, если рациональное использование остальной площади по целевому назначению будет невозможно. Причем доказывать такое нерациональное использование нет необходимости.

Примечательно, что с полученной вами компенсации все равно необходимо будет уплатить налоги. Но, если подать налоговую декларацию, можно рассчитывать на налоговый вычет. Впрочем, юрист считает, что денег можно вовсе не дождаться.

“Не думаю, что, сколько бы там ни было присуждено, деньги действительно заплатят. Сроки выплаты компенсации законом не установлены, ее можно прождать и всю жизнь. Никаких гарантий, что средства вообще получат даже при наличии решения суда, нет. Поэтому подобный законопроект – не более чем блеф и желание государства бесплатно отбирать землю у ее собственников, чтобы потом продавать ее украинцам втридорога”, – комментирует Ростислав Кравец.

Достаточно вспомнить отселение жителей Русановских садов в связи со строительством Подольского мостового перехода. Владельцы домов рассказывали, что сперва им предлагали механизм возмещения на выбор. Однако затем горадминистрация стала пытаться решить вопрос более жестким путем и вообще подавала на собственников в суд за самовольный захват земли.

Юрист уверен: оформление права собственности государства на изъятую землю должно происходить только после того, как деньги заходят непосредственно на счет лица, у которого эту землю отобрали.

Отметим, что и сразу после присуждения компенсации расслабляться не стоит. Некоторые подобные решения уже обжаловали постфактум. Это, к примеру, отмена решения на 80 млн грн по имуществу собственника в Русановских садах в связи с “сомнительным выводом экспертизы”.

Можно ли оспорить рассмотрение дела по упрощенной процедуре

С учетом, что адекватное замещение изъятому имуществу не гарантировано, юрист советует защищать свои имущественные права. Похоже, шанс отстоять свою землю действительно есть. Надежды вселяют слова министра инфраструктуры Александра Кубракова, который на момент, когда их произносил, был еще главой “Укравтодора”.

“При окончательном проектировании дороги будут выбираться участки, где будет наименьшее сопротивление при выкупе”, – сказал Кубраков.

Но как отстоять землю или нужный размер компенсации, если суды теперь будут проходить в упрощенном режиме? Ведь в сжатые сроки найти квалифицированных адвокатов с соответствующей специализацией будет сложно.

По действующему законодательству, согласно ч. 4 ст. 250 ГПК, ответчик может подать заявление с возражениями против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. А суд будет взвешивать обоснованность такого заявления с учетом значения дела для сторон и других особенностей. Собственник земли может апеллировать к тому, что упрощенное производство в данном случае противоречит ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право на эффективную юридическую защиту), а также ст. 6 Конвенции (право на справедливый суд) и ст. 1 Первого протокола (защита права собственности).

Значительное влияние будет иметь цена вопроса. Согласно законопроекту № 6232, к категории “малозначительных” (то есть таких, которые рассматриваются в упрощенном производстве) относятся дела по имуществу до 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (то есть 248 100 грн). Если речь идет о сумме до 500 размеров прожиточного минимума (1 240 500 грн), то считать ли имущество “малозначительным” – решает суд. Во втором случае, вероятнее всего, он будет все-таки выступать за общее производство, поскольку ошибочное рассмотрение дела по правилам упрощенного искового производства считается процессуальным нарушением и служит основанием для отмены судебного решения.

Таким образом, у дельцов все-таки остается возможность затянуть дела, договорившись с местными судами. Простым же гражданам, у которых не будет средств на защиту, будет сложнее отстоять свои интересы. Впрочем, Кравец делится мнением: когда речь идет о земле, даже те, у кого нет финансового ресурса, его найдут.

К слову, для властей такие обстоятельства вовсе не секрет. Год назад Лещенко говорил о том, что все земельные разбирательства надо вывести из юрисдикции в местных судах. Судя по законопроекту, этого не будет.

В реальном ускорении земельных судов есть большие сомнения. Судя по тому, что с некоторыми из 251 собственника недвижимости на Русановских садах все еще решают вопросы, в нашем случае, когда участков около тысячи, отчуждение земель может затянуться.

“Здесь же необходимо будет представить соответствующую экспертную оценку, которую тоже можно оспаривать, может назначаться своя, встречная оценка земли, а это уже затянется более чем на месяц”, – говорит Кравец.

Некоторые дела уже находятся в судах, и их должны будут закончить по старой процедуре, даже если за законопроект проголосуют. Да и сами по себе суды сегодня физически не способны быстро закрывать дела. В Украине штат судей недоукомплектован на треть. В некоторых судах нагрузка на судью составляет по 4-5 тыс. дел.

“Санкции тоже должны рассматриваться не более чем два месяца, однако это происходит по 3-4 года. Судебные производства могут быть ускорены, но только после того, как американское посольство оставит Украину в покое со своими реформами. На сегодня рассмотрение судов на протяжении месяца практически нереально. Особенно это касается регионов, где эта земля будет ликвидной: Киев, Днепр, крупные областные центры. Суды просто физически неспособны при отсутствии финансирования, марок, денег на Интернет провести заседание в месяц. Они даже вовремя не могут уведомить стороны о заседании”, – объясняет адвокат.

Неудивительно, что правительство не выносило документ для публичного обсуждения и консультаций. Почему же данный проект продвигают, если его польза настолько сомнительна не только для граждан, но для государства?

Пока внимание общественности сосредоточено на рисках ущемления данным законопроектом прав граждан, из внимания упускается еще один важный нюанс.

Все ради американцев

На данный момент в законе указано, что отчуждение земли возможно в рамках концессии, а теперь помимо такого формата сотрудничества с бизнесом предлагают вписать кое-что еще.

“Слова “на условиях концессии” заменить словами “в том числе на условиях концессии или других формах осуществления государственно-частного партнерства”, – гласит законопроект.

Это примечательно, потому что сейчас как раз специально для строительства Киевской окружной дороги совместно с американской компанией Bechtel Corporation власти предлагают обойти тендеры Prozorro и заключать договора государственно-частного партнерства типа EPC-F. Это при том, что ранее власти отказались сотрудничать с китайскими инвесторами, которые уже вложились собственными средствами в технико-экономическое обоснование.

Суть предлагаемого формата сотрудничества в том, что подрядчик сам будет проводить все закупки и находить субподрядчиков (которые якобы будут проводить работы дешево), кредиторов (якобы будут кредитовать государство под низкие проценты). Обычно в таких контрактах нет четко фиксированной суммы, так что она может увеличиваться в разы. Bechtel Corporation уже строила дорогу для правительства Румынии, но вместо оговоренных изначально 2,2 млрд евро вдруг появились 10. Власти страны отказались от услуг компании в скором времени после начала строительства.

В адрес американской компании звучали и обвинения в мошенничестве от прокуратуры США. В 2014 году один из ее топ-менеджеров был осужден.

“Все будет направлено на разворовывание средств, как это обычно и происходит. Когда-то достроить КОД удастся, но только если к руководству страны и города придут лица, которые имеют единственное гражданство и действительно хотят жить в этой стране, заботиться о стране и ее гражданах”, – говорит Кравец.

Пока нет ни четкого понимания условий сотрудничества с американской компанией, ни порядка финансирования, ни сроков, однако у людей уже сейчас планируют отчуждать участки. И именно в связи с таким неравенством между властью и гражданами в правах и обязанностях, а не в связи с банальным упрямством общественность может воспринять законопроект негативно. Пока дисциплина и прозрачность строительства важных инфраструктурных проектов оставляют желать лучшего, у украинцев нельзя требовать повышенной гражданской ответственности вопреки их собственным интересам.

Анна Пешкова, 112.UA

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *