Подыграть СНБО: получить клеймо “террористическая организация” станет проще

В Украине многие организации могут оказаться вне закона из-за одной паршивой овцы.

Кабмин Украины на своем заседании 26 августа одобрил законопроект о признании организации террористической. Если Верховная Рада согласится с доводами правительства, получить клеймо “террористов” в Украине станет просто. 

“Опасные связи” зазвучат по-новому

Согласно действующему законодательству, организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного руководителя (руководящих органов) всей организации. 

К примеру, вы – руководитель организации любителей котиков. Одна из подгрупп вашего сообщества бросила котика в высокое должностное лицо, выкрикивая политические лозунги. Если следствие установит, что вы были в курсе таких настроений соратников, организация вполне может подпасть под определение террористической. Однако преступный умысел надо еще доказать. Проще с терактом: структура, ответственная за него, – террористическая, – доказательства налицо. 

В проекте предлагается следующее: если хотя бы одно лицо, являющееся членом или “имеющее иную связь с этой организацией“, осуществляет террористическую деятельность, в курсе которой руководители (руководящие органы), конечный бенефициар, то она террористическая. 

Коллегиальная ответственность

Сейчас организация, ответственная за теракт, признается таковой по решению суда. Автор законопроекта, министр юстиции Денис Малюська, полагает, что признавать организацию террористической нужно по решению суда о признании виновного в теракте одного лица. Проще говоря, одного члена организации или как-то связанного с ней осудили за теракт, – в террористы записали всех поголовно членов этой организации. 

При этом особо оговаривается, что организация считается террористической, независимо от наличия или отсутствия у нее предусмотренной законодательством организационно-правовой формы, статуса юрлица, его регистрации уполномоченными органами Украины или других государств. 

Последствия для организации, если ее признают террористической, тяжелые. Во-первых, Денис Малюська предлагает СБУ вести перечень таких организаций. Если структура попадает в него, ее деятельность запрещается, а имущество конфисковывается. Основание для внесения в список – решение суда. 

Во-вторых, предусмотрено и исключение из перечня террористических организаций на основании все того же решения суда. И это напоминает позабытый реестр олигархов, вокруг которого велись жаркие юридические споры.

И не зря такие ассоциации. Потому что законопроект внесен во исполнение решения СНБО от 29 декабря 2020 года “О результатах проведения осмотра общегосударственной системы борьбы с терроризмом”, которым Совбез озадачил правительство подготовкой законопроекта об определении порядка и последствий признания организации террористической. 

Судя по пояснительной записке, законопроект уже прошел согласование в правительстве и силовых структурах. Замечания и правки к нему высказали УГО, СБУ и Верховный суд (правки учтены частично) и не были учтены замечания аппарата СНБО. 

Денис Малюська ожидает, что принятие законопроекта позволит прекращать и запрещать деятельность террористических организаций. 

Выглядит так, что любая организация может попасть под определение террористической, особенно, учитывая коррумпированность судов.

Террористы “по ошибке” 

Поле применения законопроекта очень широко, отметила в комментарии Vesti.ua управляющая Адвокатского бюро “Наталии Гнатуш” Наталия Гнатуш. “В проекте предлагается увеличить минимальное количество (членов) организации с трех до пяти и вводится критерий иерархии, что может изначально указывать на распределение ролей соучасников, учитывая то, что организатор является самым опасным субъектом организованной преступности. А как будут доказывать иерархичность? Когда какие-то четыре человека укажут на пятого и скажут – “это наш лидер”? Как определить конечного бенефициарного собственника террористической организации, если у данной организации не проводится государственная регистрация? А категория “конечный бенефициарный собственник” относится к управлению и влиянию на юридическое лицо (компанию). То есть не исключено, что и какую-то компанию могут “по ошибке” отнести к террористическим”, – подчеркивает она.

Эксперт также отмечает, что отсутствие четких критериев порождает поле для вероятных злоупотреблений.

“То есть будущая правоприменительная практика данной правовой нормы должна опираться исключительно на эффективную методологию расследования преступлений данной категории, а также на неукоснительное соблюдение законодательных норм и прав человека соответствующими органами, начиная от расследования заканчивая судебными решениями”, – полагает Наталия Гнатуш.

Подыграть СНБО

Исходя из формулировок законопроекта, можно привести любое лицо, сообщить, что оно относится к какой-либо общественной организации или к партии, и сразу же эту партию закрыть в один день, собрав в пятницу СНБО, предположил в комментарии Vesti.ua вице-президент Всемирного юридического альянса, адвокат Ростислав Кравец. По его мнению, законопроектом придается легитимность санкциям СНБО с целью быстро закрыть не поддерживающие действующую линию общественные партии и организации. 

Потому что, исходя из формулировки, можно привести любое лицо, сообщить, что оно относится к какой-либо общественной организации или к какой-то партии, сказать: вот лицо признало, что ему лично, например, Шарий или Порошенко дали указание взорвать Кремль или подорвать ОПУ. Человек сознался, поэтому мы признаем организацию террористической и решением СНБО закрываем. Вы же понимаете, как это будет происходить: СНБО принимает решение о введении санкций и закрытии организации, дальше Минюст будет обращаться в суд. Процедура понятна и прозрачна”, – поясняет эксперт. 

По мнению Ростислава Кравца, никто не ставит целью что-то доказывать в суде, поскольку суд – это всегда долго, и дело о признании человека террористом может длиться десятки лет. 

“Тем более, как действуют правоохранительные органы. Мы же видели человеку (по обвинению в теракте) дают три года тюрьмы. Он во всем сознается, через полгода его выпускают. Та же история, вероятно, будет и здесь. Находят пять человек, которые во всем сознаются, на всех показали, отсидели свои два года в более-менее нормальных условиях, их отпустили, но в целом партию или общественную организацию уничтожили“, – считает эксперт. 

Заплатят рядовые граждане

За подобные инициативы придется раскошеливаться рядовым гражданам, допускает Ростислав Кравец. Так, например, в законопроекте упомянуто о члене организации или лице, которое имеет с ней “любую иную связь”, а это очень растяжимое понятие. 

Например, человек говорит, что ему по телефону кто-то позвонил и представился Петром Алексеевичем Порошенко и приказал убить Зеленского. И все! Как дело Краматорского суда об изъятии 3 млрд у Януковича. Со слов кого-то, третьего лица, что-то установили и изъяли 3 млрд, – проводит параллели Ростислав Кравец. – Полагаю, никто не думает о последствиях подобных инициатив. Потому что в дальнейшем все равно эти дела будут расследоваться, расследования будут максимально затягиваться. Понятно, что через 5-6 лет это все будет признаваться незаконным и неправильным, но через 5-6 лет этой партии или общественной организации может уже не существовать. И опять же, за все это будут отвечать обычные рядовые плательщики налогов“.

А вот гражданам и организациям вернуть имущество, конфискованное по обвинению в терроризме, будет сложно. Если оно продано на публичных торгах, как это делает АРМА, то в дальнейшем вы можете потребовать максимум – компенсацию. 

“Причем компенсация, насколько я понимаю, по цене, которую определила “чудесная” организация АРМА. У нас были случаи: забирают квартиру, оценивают ее в 20 раз дешевле реальной стоимости и скажут, что, мол, хорошо, мы вам готовы компенсировать по оценке АРМА. Да и это как будет – через решение суда. А там: есть деньги в бюджете – выплатили, нет – ходите еще в ЕСПЧ, десять лет судитесь, получите решение ЕСПЧ еще 10 лет“, – предполагает адвокат. 

В итоге, говорит Ростислав Кравец, могут сделать террористами всех: газету “Вести”, “Страну”, ЦПК Шабунина и “Автомайдан”. “Вы помните, как они ездили к судьям с виселицами? Это террористическая организация – запугивание судей, прямая уголовная ответственность. Я обращался в Минюст и в СБУ с соответствующими заявлениями – никто пока не шевелится. И эти организации пока никто ни к какой ответственности не привлекает“, – резюмирует он. 

На самом деле, против ЛДНР 

Большинство норм этого законопроекта направлены не столько на борьбу с терроризмом, сколько на противодействие торговле и хозяйственной деятельности на неподконтрольных территориях, рассказал Vesti.ua конфликтолог, представитель Украинского института исследований экстремизма Богдан Петренко. По его словам, сегодня достаточно высокий процент приговоров, которые выносятся украинскими судами – по ст. 285-5 “Финансирование терроризма”. Последняя норма также является предметом для определения организации террористической. 

Проблема в том, что речь идет не столько о прямом выделении средств на террористическую деятельность, сколько – на оплату налогов оккупационным администрациям на территории ОРДО (так называемой “ДНР”) и ОРЛО (так называемой “ЛНР”). Последствием принятия подобных изменений станет признание террористическими тех организаций, которые ведут хозяйственную деятельность на территории оккупированного Донбасса, а не реальное преследование террористов или учет и обезвреживание реальных террористических организаций, – объяснил эксперт. – К этому, например, и такие изменения – если хоть одно лицо из этой организации занимается террористической деятельностью с умыслом собственника организации (в том числе и хоздеятельностью на территории “ЛДНР”), то и вся организация – террористическая. То есть, любая торговля на оккупированной территории будет иметь последствия для всей организации, а не только для структурного подразделения. И, соответственно, конфискация имущества будет касаться всей организации“. 

Касаемо перечня террористических организаций, то, по мнению Богдана Петренко, это в правовой плоскости как западного мира, так и России. Поэтому говорить, что это реальное продвижение в чью-то сторону, нецелесообразно, считает он. 

В то же время мы будем иметь четкий перечень организаций, признанных террористическими. А не так, как сейчас, когда мы не можем дать четкий ответ, что такое, например, “ЛНР” – террористическая организация или российская оккупационная администрация. Такие определения важны для формирования определенного отношения к ним и к опротестованию действий России как страны-агрессора в международных судах“, – подчеркивает эксперт. 

ВЕСТИ

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *