Растаможка евроблях. Что происходит и какие у меня могут быть проблемы

Юристы дали ответы на восемь актуальных вопросов.

Что случилось?

Не так давно Верховная Рада поддержала уменьшение акциза на растаможку легковых автомобилей. Одновременно с этим парламент проголосовал за закон, который усиливает ответственность за нарушение таможенных правил, в частности, для лиц, которые ввозят в Украину авто в режиме транзита или временного ввоза. Новые штрафы начнут действовать после 180 дней со дня вступления законов в силу.

Они вступили в силу 25 ноября.

При этом, активисты общественной организации АвтоЕвроСила требовали от президента реализации права вето и отправки редакций законов на доработку. После чего они проводили массовые акции протеста.

Почему в Украине так много евроблях?

«Евробляхами» в народе называют легковые автомобили с регистрацией в одной из стран Европейского Союза. Украинцы стали покупать такие авто в Европе из-за более низких цен. Высокие существующие акцизы на законный ввоз и растаможку подержанных авто из-за рубежа делали крайне невыгодной их легализацию. Из-за этого в Украине стала массовой практика покупки и использования нерастаможенных автомобилей из европейских стран, прежде всего – Польши и Литвы.

Сейчас в стране по официальным данным находится несколько сотен тысяч нерастаможенных автомобилей на иностранной регистрации. По неофициальным – больше миллиона.

Сколько будет стоить растаможка?

Формула расчета суммы акцизного налога выглядит так:

Базовая ставка * Коэффициент двигателя * Коэффициент возраста =Сумма акцизного налога

Коэффициент двигателя – это объем двигателя автомобиля. Коэффициент возраста – это количество полных календарных лет. Максимальный коэффициент – 15, даже если автомобиль более старый. Базовая ставка – для авто с бензиновым двигателем до 3 литров – €50 за каждый литр, свыше – €100, для авто на дизеле с объемом двигателя до 3,5 литров – €75 за каждый литр, выше – €150.

Также устанавливаются сроки для льготной растаможки для б/у авто. Акцизный налог будет уменьшен на 50% в течение первых 90 дней после вступления в силу порядка оформления автомобилей, который должен разработать и принять Кабмин. После – растаможка автомобиля будет осуществляться по 100% ставке.

Впрочем, это еще не вся сумма, которую придется заплатить за растаможку. Владельцу автомобиля нужно еще уплатить:

  • Ввозную пошлину – 10% от стоимости, авто из стран ЕС с 2018 года – 7,3% (только для юрлиц)
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% от стоимости автомобиля + размера акциза и ввозной пошлины
  • А также сбор в Пенсионный фонд – еще 3-5%

Итого – больше 30% от стоимости автомобиля.

Стоимость растаможки на примере конкретной машины

  • Автомобиль: Skoda Fabia
  • Возраст: 13 лет
  • Ориентировочная стоимость: €2000
  • Объем двигателя: 1,2 литра

Бензиновый двигатель (базовая ставка €50). 50 * 1,2 (1200 смЗ/1000) * 13 (лет) = €780.

Согласно стоимости автомобиля ввозная пошлина составит €200, налог в Пенсионный фонд – €100, НДС – €616. Таким образом, Skoda Fabia вместе с растаможкой обойдется украинцу в €3 696, не учитывая скидок и других сопутствующих расходов. Со скидкой на акциз стоимость составит €3 208.

А вот по ранее действующему законодательству такой же автомобиль с учетом всех платежей обошелся бы украинцу в €5 111.

Какие мне нужны документы?

Если у водителя автомобиля на еврономерах на руках будут все необходимые правоустанавливающие документы – договор купли-продажи и подтверждение снятия с учета автомобиля в стране изначальной регистрации – он сможет обратиться в ближайшее отделение таможни. Они расположены в каждом областном центре и в Киеве. В противном случае – придется пересекать границу, оформлять документы и въезжать обратно в режиме импорта.

Сейчас для растаможки автомобилей нужен такой пакет документов:

  • Паспорт владельца авто (внутренний и заграничный);
  • Водительское удостоверение и страховка;
  • Договор с таможенным брокером (если есть);
  • Договор купли-продажи авто либо другой правоустанавливающий документ. Важно, что доверенность, даже «генеральная», правоустанавливающим документом не является;
  • Техпаспорт автомобиля;
  • Данные техосмотра транспортного средства;
  • Счет/инвойс на покупку автомобиля (только для нового автомобиля);
  • Декларация о таможенной стоимости (для б/у автомобиля);
  • Сертификат соответствия – подтверждение страны-производителя, соответствие авто Евро-5 и другим параметрам

С 1 января 2016 года в Украине запрещено таможенное оформление автомобилей стандартом ниже Евро-5 (выпущенные до 2010 года). При этом, ограничения по евростандартам установлены только для новых автомобилей, для б/у – такие ограничения отсутствуют. Властям пришлось пойти на этот шаг, так как не был достигнут компромисс с водителями авто на еврономерах.

Какие могут быть проблемы?

Многие украинцы оформляли автомобили на европейской регистрации на нерезидентов и не заключали договор купли-продажи. Выходит – не являются их фактическими владельцами.

То есть, чтобы легализовать свой автомобиль, украинец должен сначала найти владельца-нерезидента. Последний должен передать право собственности. Лишь после этого украинец со всем пакетом документов должен въехать в страну в режиме импорта. Учитывая колоссальное количество «евроблях», сделать это может быть крайне проблематично. Тем более в первые 90 дней – пока действует сниженная ставка акциза.

Еще одной проблемой может стать определение таможенной стоимости автомобиля. В основном используется цена, указанная в договоре купли-продажи. Однако, у таможни могут возникнуть сомнения в ее правдивости. В этом случае стоимость автомобиля может быть скорректирована в сторону увеличения. Это приведет к повышению размера ввозной пошлины, НДС и сбора в Пенсионный фонд. Но для такой корректировки у таможни должны быть разумные основания – недостаточное документальное подтверждение стоимости и ее существенное занижение в сравнении с аналогичными автомобилями в стране, где он был куплен.

Также владельцы «евроблях» могут столкнуться с проблемой разукомплектованности. Автомобили на европейской регистрации, которые находятся на территории Украины в режиме транзита или временного ввоза нельзя разбирать на части. При этом, нет исключений, когда автомобиль, например, сгорел.

Какие будут ограничения для тех, кто не узаконит автомобиль?

Принятые парламентом законопроекты предусматривают ограничения относительно  автомобилей, которые можно ввозить без «денежного обеспечения».

Украинец сможет ввезти в режиме временного ввоза только один автомобиль.

Также владелец «евробляхи», который ввез в Украину автомобиль в режиме транзита или временного ввоза, не сможет передать его во владение, пользование или распоряжение другим лицам или разукомплектовывать его.

Запрещено использование такого автомобиля в предпринимательской деятельности или для получения дохода, например, для работы в такси. За нарушение предусмотрен штраф – 34 тыс. грн.

А какие еще будут штрафы?

Штрафы начнут действовать после 180 дней со дня вступления законов в силу.

Нарушение срока пребывания автомобиля с иностранными номерами в режиме транзита:

  • До 10 суток обойдется водителю в 3,4 тыс. грн,
  • Более 10 суток – 8,5 тыс. грн,
  • От 20 до 30 суток – 85 тыс. грн,
  • Более 30 суток, а также за потерю или разукомплектацию авто, – 170 тыс. грн или его конфискация по решению суда.

Штраф за нарушение срока пребывания автомобиля в режиме временного ввоза составит:

  • 17 тыс. грн в случае превышения срока на 10-20 суток
  • 85 тыс. грн – 30 суток
  • более месяца – 170 тыс. грн или конфискация

Нацполиция получит право проверять личность водителя автомобиля с иностранной регистрацией. Если за рулем будет не тот человек, который ввез автомобиль в Украину, – полицейский сможет оштрафовать водителя и сообщить таможенникам о нарушении правил.

Автор: Евгений Черновалов, Новое время

За юридическую поддержку в подготовке материала благодарим:

  • Викторию Фоменко – руководителя практики налогового и таможенного права юрфирмы Integrites;
  • Татьяну Савченко – юриста адвокатской компании Кравец и Партнеры;
  • Аллу Цымановскую – руководителя практики сопровождения бизнеса адвокатского объединения Juscutum;
  • Станислава Коптилина – адвоката юрфирмы Ильяшев и Партнеры;
  • Владимира Пищиду –  адвокату, юристу судового блоку Investment Service Ukraine.

Хотите быть в курсе последних важных событий? Подписывайтесь на телеграмм-канал АНТИРЕЙД t.me/antiraid