Ryanair зашел в Украину и МАУ не сказала ни слова

В Украину наконец зашел крупнейший лоукостер в Европе — Ryanair. Как прошла встреча в “Борисполе” и что новый перевозчик пообещал украинцам и украинским властям — в тексте.

Новый старт

Главный лоббист авиакомпании в Украине, министр инфраструктуры Владимир Омелян выглядит вполне счастливым. Он переиначивает давнюю мантру оппозиционеров: сначала они с тобой воюют, затем — принимают твою сторону. “В 2017 году пророчили Армагеддон, если Ryanair зайдет в Украину. Сегодня это происходит спокойно, уверенно. И даже эти пророки скажут, что они стали сильнее — от конкуренции”.

О конкуренции говорит и президент Петр Порошенко, которой по собственной традиции приехал “перерезать ленточку”.

Благодаря высокому присутствию президента, журналисты провели час под рамками металлоискателей — ждали список аккредитации. Начало пресс-конференции ожидаемо откладывается, журналисты подбираются погладить служебную собаку. Наконец списки находят, подготовка ко встрече продолжается.

Порошенко врывается в зал и роль нового перевозчика описывает с придыханием. Президент поднимает заход Ryanair на запредельный уровень значимости, вспоминая, как год назад Украина получила безвиз. Теперь наконец больше украинцев смогут безвизом воспользоваться.

“Это не просто возможности перевозок по конкурентным ценам сотен тысяч или даже миллионов наших граждан. Это знак качества инвестиционного климата”, — заверил президент. Качество украинского инвест-климата ирландцы не комментируют, однако благодарят президента и правительство за бизнес-ориентированный подход.

Взамен исполнительный директор авиакомпании Майкл О”Лири описывает заход Ryanair в Украину как историю любви и футбольный матч одновременно: встретились, потанцевали, подрались, снова встретились, и наконец — договорились.

“Украина в конце выиграла, ведь ирландцы плохо играют в футбол”, — заверяет исполнительный директор крупнейшего лоукостера Европы и, возможно, крупнейшей авиакомпании мира.

Переговоры были тяжелыми, в неформальной беседе подтверждает гендиректор аэропорта “Львов” Татьяна Романовская. Сейчас она улыбается и говорит, что боролась ради аэропорта и украинцев.

Романовская теперь с полным правом может говорить о конкуренции лоукостеров в ее аэропорту и приглашает киевлян летать из Львова.

Потенциал роста

Восемь самолетов Ryanair будут обслуживать 15 рейсов из Украины — в Испанию, Словакию, Польшу, Великобританию, Швецию и Германию. О”Лири заверяет, что компания заходит в Украину в зимнюю навигацию только потому, что нужно купить новые самолеты. Вот только ни один из них базироваться в Украине не будет и не факт, что все будут прямиком с завода.

Тем не менее, президент Порошенко ждет от захода Ryanair инвестиций. Он напоминает Майклу О”Лири об IT-потенциале страны и спрашивает — зачем вам IT-центр в Польше, если он может быть в Украине? Президент предлагает подумать о ремонтной базе в Украине и о внутренних перевозках.

“Моя команда обсудила создание IT-центра в Украине. Ведется обсуждение о создании maintenance center(центр технического обслуживания — ред.)“, — президент оговаривается, что его просили очень осторожно рассказывать о дальнейшем сотрудничестве, но не в силах удержаться. — “Я обратился к партнерам Ryanair с просьбой проанализировать и создать конкурентные возможности перевозок пассажиров внутри страны и получил очень положительный и одобрительный ответ”.

Наконец президент удаляется и встреча приобретает более практический характер.

Оказывается, об украинских айтишниках ирландцы знают: 50 из 250 сотрудников польского IT-центра во Вроцлаве — украинцы.

“Мы надеемся, что еще 250 мы сможем нанять в Украине”, — сообщает исполнительный директор Ryanair.   

А вот о дальнейшей экспансии на украинском рынке О”Лири говорит осторожнее. Возможная причина — базовый перевозчик Борисполя” “Международные авиалинии Украины” (МАУ), с которыми Ryanair нос к носу столкнулись в Киеве и во Львове.

В разгар переговоров с “Борисполем” в прошлом году МАУ грозила судебными исками ирландскому лоукостеру, Министерству инфраструктуры и аэропорту “Львов” — за ущерб, который МАУ якобы понесла, конкурируя с Ryanair на нескольких направлениях.

“Давайте сначала эти 15 маршрутов(из Украины — ред.)заработают, а там посмотрим”, — останавливает расспросы о будущем авиакомпании в Украине исполнительный директор Ryanair.

Компания надеется в будущем привязать Украину к 200 маршрутам по всему миру, увеличить количество маршрутов, присутствовать и в других украинских аэропортах, открыть базы, ремонтную базу и даже создать “дочку” в Украине. Но все это — со временем.

На первый год работы Ryanair не гарантируют даже обещанный президентом 1 млн перевезенных украинцев.

Во-первых, лоукостер рассчитывает, что 40% пассажиров будут европейцами. Во-вторых, в первый год компания планирует перевезти 800 тыс. пассажиров — 550 тыс. в “Борисполе”, еще 250 тыс. — во “Львове”.

Осторожность принимающего

Презентация рейсов ирландцев происходит в терминале F, который куда чаще используется для презентаций, чем для приема пассажиров. О”Лири уверяет — компания готова заполнить пустые залы украинских аэропортов.

Но в “Борисполе” взрывного роста пассажиропотока от лоукостера пока не ждут и терминал F под его нужды переоборудовать не спешат. Хотя, по словам гендиректора аэропорта Павла Рябикина, час, когда терминал F заработает, во многом зависит от компании Ryanair.

“Как только их частоты составят 15 рейсов в день, мы откроем этот терминал для эксплуатации лоукост-компаниями”, — рассказал Рябикин. Пока Ryanair анонсировал 32 рейса в неделю из Киева и 14 из Львова.

После пресс-конференции он объясняет, что не ждет быстрого роста. Хотя аэропорт уже запланировал потратить 80 млн грн на переоборудование терминала F, реставрация начнется скорее всего в декабре, уверен Рябикин.

Со своей стороны он гордо отмечает, что целый год аэропорт потратил на утрясание условий работы перевозчиков. Зато новую оферту с “Борисполем” подписал не только Ryanair, но и 12 действующих перевозчиков аэропорта.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *