“Смертельный конвейер”. Что происходит с делом о катастрофе Ан-26 под Харьковом
Год тому назад военно-транспортный самолет Ан-26 потерпел крушение около города Чугуев в Харьковской области. Он проводил тренировочный полет с курсантами Университета Воздушных сил. Погибли 26 учащихся и членов экипажа, находившиеся на борту. Выжить удалось только одному. Что известно о расследовании и причинах авиакатастрофы спустя год – ниже в материале РБК-Украина.
Около девяти часов вечера 25 сентября 2020 года обочину оживленной международной автомобильной трассы “Киев – Харьков” около Чугуева озарила яркая вспышка света. Многочисленные пассажиры проезжающих мимо авто успели заметить, как самолет, взлетевший с военного аэродрома в Чугуеве, развернулся в воздухе, стал постепенно снижаться и, зацепив землю крылом, рухнул.
Потерпевший крушение военно-транспортный борт Ан-26 весь вечер до этого выполнял тренировочные полеты с курсантами Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Это единственный “вуз” страны, готовящий летчиков для украинской армии.
На борту упавшего самолета было 27 человек: 20 курсантов и 7 членов экипажа. Выжить удалось лишь одному – 20-летнему студенту второго курса Вячеславу Золочевскому. Он получил от Владимира Зеленского медаль “За военную службу Украине”, его погибшие товарищи удостоились такого же отличия от главы государства посмертно. День их смерти президент объявил всеукраинским трауром.
Поиск виновных
Первое время чиновники озвучивали широкий диапазон возможных причин трагедии – от теракта на борту до ошибки экипажа. Но уже первые данные расследования показали, что “корень проблемы” кроется в устаревшей технике украинских авиаторов, дефиците средств и халатности ответственных лиц.
Сразу же после катастрофы Зеленский распорядился запретить эксплуатацию всех самолетов Ан-26 на время расследования. Именно эти борты широко используются в украинских силовых ведомствах, несмотря на “солидный” по авиационным меркам возраст. Жизнь им продлевают регулярными капремонтами. Самому старому отечественному Ан-26 – 53 года, его упавший “собрат” был на 10 лет младше. Уйти на очередной капитальный ремонт по плану он должен был бы уже летом следующего года.
Для выяснения причин катастрофы под Харьковом было начато уголовное производство в Госбюро расследований, а кроме того, создана правительственная комиссия под руководством вице-премьер-министра, министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского. Эта комиссия сработала быстрее официального следствия и уже спустя месяц после катастрофы назвала установленные причины аварии. Вердикт экспертов свидетельствовал, что на самом деле в произошедшем виновны все – техника, экипаж и руководители полетов.
В катастрофе выжил только один курсант (фото: twitter.com/patriarchua)
Так, оказалось, что на борту самолета Ан-26 во время последнего в тот вечер, пятого полета, произошла мелкая поломка – отказ системы ПРТ-24 (“предельного регулирования температуры”) левого двигателя, а экипаж не смог корректно отреагировать на эту ситуацию. Разная тяга в двигателях привела к сильному крену летательного аппарату, экипаж не смог правильно выйти на траекторию посадки и борт на большой скорости столкнулся с землей.
Кроме того, комиссия установила, что с целью экономии времени и средств тренировочные полеты выполняли с нарушением норм. Например, из-за практики одновременного обучения штурманов и летчиков на борту находилось в два раза больше людей, чем положено.
“Корень зла” был найден и в другой порочной для украинской авиации практике – конвейерных полетах. Этот элемент заключается в том, что самолет, выполнив круг облета, не садится на взлетно-посадочную полосу, а лишь имитирует посадку, прокатывается по полосе и снова взлетает на новый круг.
Такую схему применяют зачастую для экономии времени, топлива и увеличения интенсивности тренировок. Применялась она и 25 сентября 2020 года, когда сразу несколько групп курсантов на борту одного самолета по очереди отрабатывали заданные учебные элементы без полноценной посадки на аэродром.
“Это трагическое событие, к сожалению, стало печальным уроком не только для Вооруженных сил, а для нашего государства. Это сигнал, что делается что-то не то. Я считаю, что мы фактически в течение 30 лет накапливали системную погрешность, которая в конечном счете привела к такой трагедии”, – так объяснял причины катастрофы вице-премьер Олег Уруский в интервью РБК-Украина.
Министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский (фото: Виталий Носач / РБК-Украина)
По его словам, падение Ан-26 вскрыло проблемы с подготовкой специалистов, недостаточным финансированием армии и устареванием техники.
Госбюро расследований завершило свою часть работы в деле Ан-26 в начале мая.
“Впервые в истории Украины следователи ГБР обеспечили полное и непредвзятое расследование обстоятельств авиакатастрофы. В ходе которого, в числе прочих, проведено боле 150 разного рода экспертиз”, – отрапортовало ГБР.
На скамье подсудимых оказалось шесть военнослужащих, в том числе два генерала. По мнению обвинения, между их действиями/бездеятельностью и авиакатастрофой есть причинно-следственная связь.
За время расследования правоохранители пришли к выводу, что именно практика полетов “конвейером” привела к фатальным ошибкам экипажа Ан-26 и руководителей учебной бригады. Из-за того, что самолет фактически безостановочно наматывал круги над аэродромом, специалисты не смогли оперативно обнаружить и устранить проблему в левом двигателе.
Руководствуясь этой логикой, правоохранители решили привлечь к уголовной ответственности всех, кто имел хоть какое-либо отношение к утверждению практики “конвейерных полетов”.
Кто запустил “конвейер”?
На скамье подсудимых оказались шестеро военнослужащих. Двое из них – руководители высшего звена: Командующий Воздушных сил, генерал-полковник Сергей Дроздов и начальник Харьковского университета имени Ивана Кожедуба, генерал-майор Александр Туринский. Оба в 2014 году отличились во время активных боевых действий на Донбассе, за что награждены орденом “Богдана Хмельницкого”.
В деле Ан-26 им предъявили обвинение в халатном отношении к воинской службе в условиях особого периода (ч.3 ст. 425 Уголовного кодекса). Генералам грозит от 5 до 7 лет тюрьмы.
Подозрения получили и руководители 203-й учебной авиационной бригады (воинская часть А-4104), которая дислоцируется на аэродроме Чугуева и занималась учебными полетами курсантов. Под следствием оказались командир в/ч Вячеслав Глазунов, его заместители Виктор Вовк и Роман Куценко, а также руководитель полетов Александр Жук. Кроме военной халатности, им вменяется еще и “нарушении правил полетов или подготовки к ним” (ст. 416 КК, от 5 до 15 лет тюрьмы).
Все подозреваемые по состоянию на сегодня находятся на свободе: под домашними арестами и личными обязательствами. Генерал Дроздов с июля и вовсе пребывает без меры пресечения, суд отказался ее продлить.
Бывший командующий Воздушных сил Сергей Дроздов (фото: пресс-служба командования)
Под стражей за все время расследования находились только двое обвиняемых – командир воинской части Глазунов и руководитель полетами Жук. Первый вышел из СИЗО 11 марта, пробыв под стражей около трех месяцев. Второй покинул застенки относительно недавно – 20 августа текущего года, отсидев восемь месяцев.
Сейчас все шестеро обвиняемых и их адвокаты знакомятся с материалами дела. Когда эта стадия завершится, обвинительный акт передадут в суд. Впрочем, следствие считает, что фигуранты производства, которые уже почти пять месяцев изучают тома дела, сознательно затягивают процесс. Но через суд ограничить их время на ознакомление с материалами у правоохранителей не получилось.
Все подозреваемые отрицают свою вину. Никто из них не признается в том, кто именно принял роковое решение запустить “смертельный конвейер” вечером 25 сентября 2020 года.
Например, бывшему начальнику Харьковского университета Александру Туринскому инкриминируют то, что он не запретил “конвейерные полеты” и разработал трехступенчатую систему летной подготовки курсантов вуза. Она предусматривала возможность совместных тренировочных полетов как летчиков, так и штурманов на одном борту. Основная причина такой “новации” – экономия топлива.
Халатность генерал-майора, по версии ГБР, проявилась и в том, что он “не проконтролировал” уровень подготовки летчиков-инструкторов. Из-за этого за штурвалом злополучного Ан-26 оказался командир экипажа Богдан Кишеня, не имевший права выполнять полеты в темное время суток.
Похожие обвинения в преступной бездеятельности предъявлены и генералу Сергею Дроздову. Следствие считает, что он должен был внести изменения или вовсе отменить практику “конвейерных полетов” в Харьковском вузе. Кроме того, Командующему ВВС вменяется то, что он не отменил внедренную в университете практику совместных полетов курсантов-летчиков и штурманов, а также не обеспечил “действенный контроль за учебным процессом” в вузе.
Защита генерала отрицает, что он подписывал какие-либо разрешения о “конвейерных полетах” в вечер трагедии.
“Ему вменяют, что он согласовал то, что всегда согласовывалось еще со времен СССР – эту конвейерную взлет-посадку. Но в то же время ни в плане полетов, ни в допусках, ни в выданных разрешениях летчикам всего этого не было, и никто не разрешал это делать. На наш взгляд возлагать вину на командующего за то, что там на месте никто не контролировал, что происходит с курсантами, это немного абсурдно”, – сказал адвокат Дроздова Ростислав Кравец РБК-Украина.
Спустя год после трагедии Ан-26 виновные не наказаны (фото: wikimedia / Игорь Бубин)
Юрист уверен, что за эту ситуацию должны нести ответственность руководители полетов на месте, а не Командующий Воздушных сил. Защитник Александра Жука, в свою очередь, говорит о том, что его клиент также не давал разрешение на “запуск конвейера”.
“Он не утверждал эти “конвейерные полеты”, потому что это не входило в его функциональные обязанности. Хоть следствие это ему и инкриминирует. Но мы отрицаем предъявленные обвинения”, – сообщил изданию его адвокат Александр Фролов.
Руководство воинской части, а именно командир Вячеслав Глазунов и его замы Вовк и Куценко, по версии следствия, также ненадлежащим образом отнеслись к своим обязанностям и не проконтролировали исправность борта и готовность экипажа. Им также предъявляют то, что они не прекратили опасную практику “конвейерных полетов” и превышения количества пассажиров на борту.
За время расследования дела АН-26 оба высокопоставленных офицера Вооруженных сил – и Дроздов и Туринский – лишились своих должностей. Оба категорически не согласились с этим и пробуют восстановиться через суд. Так, Ровенский окружной админсуд в сентябре начал рассматривать законность указа Министра обороны Андрея Тарана об увольнении генерал-майора Туринского.
Генерал Дроздов и вовсе решил судиться с президентом Зеленским, издавшим в августе указ об его увольнении с должности Командующего Воздушными силами. Верховный суд в середине сентябре принял иск генерал-полковника к рассмотрению.
“На сегодняшний день не существует процедуры увольнения Командующего Воздушных сил. Этот порядок не утвержден, то есть у государства нет никаких оснований для принятия решения об увольнения Командующего ВВС”, – объяснил изданию адвокат Кравец мотивы своего клиента.
По состоянию на 25 сентября 2021 года дело о крушении Ан-26 в суд так и не передано.
* * *
Год назад кадры пылающего самолета с юными курсантами на борту повергли в шок украинское общество. Родственники погибших и высшее руководство страны потребовали немедленно найти и наказать виновных. Вскоре расследование назвало имена подозреваемых. Но ни один из них не взял на себя ответственность за трагедию. Все они апеллируют к “устоявшейся практике, необходимости экономии средств и изношенности техники”. Является ли это достаточным аргументом для оправдания трагедии – решит только суд.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!