Субсидию учтут в доходах, безработным “нарисуют” зарплату. Как население будут “отрезать” от соцпомощи
Не так давно народные избранники проголосовали за инициативу, увеличивающую соцпомощь опекунам в среднем с 4 до 7 тысяч гривен. Для того, чтобы этот закон полноценно заработал, Кабмин принял специальное постановление, в котором выписана новая схема подсчета общего семейного дохода.
И хотя мотив для изменений был светлым, дьявол, как всегда, оказался скрыт в деталях. Для большинства получателей социальной помощи условия оказались далеко не самыми радужными. Под ударом оказались субсидии для малообеспеченных слоев населения, которые и так из года в год сокращаются все больше, а также помощь малообеспеченным семьям. А на выплаты для матерей-одиночек, которые также недавно изменили не в лучшую сторону, сможет претендовать еще меньше украинок.
К чему стоит готовиться малообеспеченным украинцам, и как планируется урезание государственных выплат – в нашем материале.
Вместо роста соцпомощи – уменьшение субсидий
Ежегодно страна выделяет все меньше денег на компенсацию населению оплаты услуг ЖКХ. Количество получателей субсидий снижается за счет систематических верификаций. Теперь сами выплаты сократятся за счет изменения методики вычисления совокупного месячного дохода семьи.
Сегодня субсидия высчитывается по простой формуле: выше совокупный доход домохозяйства – ниже выплата. В новом постановлении правительства прописано, кто может входить в состав семьи, и какие выплаты можно считать ее доходом. Если человек, к примеру, не работает и находится в сложной ситуации, правила вычисления помощи меняются.
Теперь, если в домохозяйстве есть безработный, который получает помощь по трудоустройству меньше 2 370 гривен, то есть половины минимальной зарплаты, учитываться будет доход в 2 370 гривен. Напомним, что минимальная выплата по безработице на сегодня составляет 650 гривен. Получается нехилое округление.
Но если человек получает больше 2 370 гривен за счет стажа, он должен будет заплатить фактическую сумму. Ранее же никакого порога в полминималки не было.
Допустим, семья состоит из двух человек. Жена получает минимальную зарплату в 4 723 гривны, муж – пособие в 650 гривен. За квартиру нужно заплатить 2 500 гривен.
Средний доход семьи в месяц на человека равен 2 687 гривен. Делим его на прожиточный минимум в 2 118 гривен, на 2 (базовый коэффициент для расчета), и умножаем на 20% (базовая норма расчета за квартплату недавно выросла). Получившиеся 13% – это та сумма из общего дохода семьи, которая должна быть обязательно уплачена за услуги ЖКХ. В нашем случае это почти 700 гривен. Субсидия же составит 1 800 гривен.
По новым правилам семья уже якобы зарабатывает 7 093 гривны вы месяц, и из этой суммы должны быть уплачены почти 17%, то есть 1 188 гривен – в полтора раза больше, чем раньше. Субсидия сократится почти на 500 гривен.
Полмнималки, то есть те же 2 370 гривен, учтут и при расчете субсидии для студента, который не получает стипендии. Ранее же для расчета учитывался прожиточный минимум – 2 100 гривен. Снова-таки, субсидия уменьшится.
Единственный плюс: если трудоспособный человек не работает, не учится и не состоит на учете в Центре занятости, но рассчитывает на субсидию и оплачивает ЕСВ, то будет учитываться его доход в виде одной минимальной зарплаты. Это – едва ли не единственная смягчающая норма в постановлении. Ранее для расчетов брали три прожиточных минимума – 6 300, что отсекало тех, кто, вероятно, получал “теневую” зарплату. Теперь же, видимо, расчет идет на суровую верификацию.
Но вряд ли украинцы почувствуют на себе негативные изменения в ближайшее время. Во время карантина запрещено прекращение предоставления жилищных субсидий. Принятые “под шумок”, они “вылезут” позже, когда карантинные мероприятия будут упразднены. Возможно, даже не в этом отопительном сезоне.
Что еще интереснее, субсидию не только сократят, но и учтут в совокупном семейном доходе, наряду с пенсиями, зарплатами, стипендиями. Поэтому, благодаря новому постановлению, уменьшатся не только компенсации за услуги ЖКХ, но и социальные выплаты.
Как субсидия отменит помощь для малоимущих семей
На основании совокупного месячного дохода семьи вычисляется не только субсидия, но и право претендовать на соцпомощь для малоимущих. Для ее расчета от прожиточного минимума семьи отнимают ее среднемесячный совокупный доход. Теперь же, помимо выплат военным, помощи по безработице, переводов из-за границ, будут учитываться и субсидии. То есть выплаты сократятся на размер компенсации услуг ЖКХ. К слову, некоторые нардепы, наоборот, прилагали на время карантина выделить малоимущим семьям выплаты на продукты. Но такие инициативы были успешно проигнорированы.
По какому принципу компенсация стала считаться доходом – непонятно. Фактически, сумма, которую члены семьи зарабатывают в месяц, завышают искусственно. Почему бы, в таком случае, не учитывать еще и компенсацию за льготный проезд? Или, может быть, вычитать из соцпомощи бесплатное питание детей в школах? Ответов на эти вопросы чиновники не дают. Неудивительно, что юристы называют нормы принятого ранее закона, под который внедрили постановление, неконституционными и сужающими объем существующих прав граждан.
Рассмотрим изменения на простом примере. Предположим, у трудоспособного мужчины есть двое детей: 7 и 17 лет, а также – мать-пенсионерка. Его жена, которая ранее брала на себя часть обеспечения семьи, погибла. Самого мужчина сократили на работе под предлогом карантина. Поэтому семья нуждается в помощи государства.
Сколько семье нужно для жизни? Для детей в возрасте от 6 до 18 лет установлен прожиточный минимум в 2 318 гривен. Для трудоспособных лиц – 2 197 гривен. Для лиц, утративших работоспособность, – 1 712. То есть, исходя из расчетов государства, семье необходимо 8 545 гривен в месяц.
Сама эта сумма, конечно, оторвана от реальности. Многие годы чиновники говорят о том, что на практике для выживания цифры должны быть в несколько раз больше. Однако для подсчета учтут даже более маленькие суммы.
Есть такое понятие, как уровень обеспечения прожиточного минимума. Для отца учитывается только 21% от прожиточного минимума, для детей – по 85%. Для подсчета общего уровня обеспеченности семьи нужно прибавить по 10% за каждого ребенка. Получается сумма в 4 972 гривны. Если суммарный доход семьи покрывает эту сумму, она зарабатывает больше, то не может претендовать на соцпомощь. Власти уверены, что 5 тысяч гривен в месяц должно хватить, чтобы прокормить пятерых человек.
Теперь подсчитаем доходы этой гипотетической семьи. Учитываются последние полгода. Отец 6 месяцев безуспешно ищет работу. Он работал неофициально, поэтому получает минимальные выплаты – 650 гривен. Старший сын поступил на бюджет и получает стипендию – 1 180 гривен в месяц. К слову, если бы сын не получал стипендии, все равно учитывался бы примерно такой доход – 1 181 гривна, то есть 25% от минимальной зарплаты.
Пенсионерка получает минимальную пенсию – 1 712 гривен. Суммарный доход семьи – 3 542. Получается, она может запросить у государства 1 430 гривен.
Обязательный платеж за коммуналку у семьи – 262 гривны. Летом ситуация практически не изменится, но вот зимой при платежке в 2 500 гривен субсидия составит 2 238 гривен. И все эти деньги учтутся в семейный доход, который превысит 5 тысяч гривен. Зимой права на помощь малоимущим такая семья иметь не будет. Как в холодный период сводить концы с концами – непонятно. А с учетом того, что Кабмин на карантине увеличил субсидии, на пособие претендовать будет еще сложнее. Зато государство сможет сэкономить на выплатах.
В Украине – 300 тысяч малоимущих семей. С учетом средней субсидии в июне в 268 гривен, государство сэкономит всего 80,5 миллионов гривен. В зимние же месяцы экономия составит около 300 миллионов. Стоило ли ради такой суммы ограничивать бюджеты семей, особенно в условиях коронавируса? В то время, как на строительство дорог из фонда по борьбе с Covid-19 направили 65 миллиардов гривен. Вопрос риторический.
Выплаты для матерей-одиночек
Если бы в этой схеме был не отец, а мать-одиночка, то субсидия в доход бы не учитывалась. Эта поблажка позволяет семье вне зависимости от времени года рассчитывать на 1 430 гривен в месяц.
Но и здесь есть загвоздка. До прошлого года действовала норма о помощи матерям-одиночкам не менее 30% минималки. Если бы норма осталась в силе, семья получала бы не менее 1 571 гривны.
Чуть легче семье будет, если мать разведена с отцом детей и получает от него алименты. Эти выплаты для суммарного дохода не учтут, как и помощь при рождении ребенка, доходы от размещения депозитов. Здесь, к слову, вновь всплывает вопрос: если отсутствие в перечне разовой помощи логично, то почему субсидия считается доходом, а алименты – нет?
К слову, если обнаружится, что мать-одиночка уезжала за границу более, чем на два месяца, ей вовсе отменят право на получение выплат. Органы соцзащиты не будет волновать, отдыхает она в Польше или собирает клубнику, чтобы семья могла свести концы с концами. Уполномоченный орган сможет узнать о пересечении ею границы при очередной верификации. Аргумент о том, что заниматься детьми в это время могла бы пенсионерка, приниматься во внимание не будет.
Если же пенсионерка попытается подработать, торгуя на рынке молоком или курицей, чтобы помочь семье, то это отследят и в доход семьи учтут еще и 30% от выторга. Как соцзащита промониторит доходы – непонятно. Учитывая эту норму, придется либо скрывать такую подработку, либо забыть о планах получить поддержку от государства. Компенсацию по предоставлению услуг пожилым людям (680 гривен), кстати, тоже учтут в общем семейном доходе. Поэтому резона оформлять ее все меньше.
Но на этом еще не все. Если сыну матери-одиночки не 17, а 18 лет, и он не работает и не учится, помощь отменят. То же самое касается и 22-летней незамужней дочери, которая имеет приличную зарплату, но оборвала все контакты с семьей. Чиновников вопрос коммуникации интересовать не будет. Считается, что кровное родство предполагает взаимные права и обязанности. И даже если ребенок не помогает родителям в сложной жизненной ситуации, его доход будет учитываться в “общий котел”, где бы они ни находился.
Исходя из чего Кабмин вообще выбрал цифру именно в 23 года – непонятно. Почему не 21 год, либо же 18? Может быть, чиновники владеют исследованием о том, что именно до такого возраста дети в среднем проживают с родителями? Еще один вопрос без ответа.
Что касается подработки, то, согласно новому постановлению, остается рассчитывать на прибыль, полученную, разве что, в избирательных комиссиях. По странному стечению обстоятельств, как раз перед предстоящими местными выборами чиновники не стали считать эти суммы доходами, в отличии от субсидий. Ровным счетом так же, как и помощь общественных и благотворительных организаций.
Единственный плюс: раньше выплаты малообеспеченным не могли превышать 75% прожиточного минимума для семьи. В нашем примере – не более 3 730 гривен. Теперь же, по сути, ограничений нет. Но это слабое утешение, учитывая, насколько сложно представить ситуацию, при которой выплаты достигли бы таких сумм.
Что же касается доходов малоимущих физлиц-предпринимателей, то здесь схема такая же, как и с субсидиями. Если это ФЛП первой группы, например, торговец на рынке, предполагается, что он получает минимальную зарплату. Для ФЛП второй группы получить помощь будет гораздо сложнее. Мастера по ногтевому сервису, ремонту техники, по мнению законодателей, зарабатывают примерно две минималки (9 500 гривен). Помощь, разве что, удастся получить самозанятой матери-одиночке, у которой есть пятеро детей. ФЛП же на третьей группе, к примеру, владельцы кофеен, выписаны в постановлении как получатели более 14 тысяч гривен в месяц. Сложно представить кейс, при котором такие предприниматели смогли бы рассчитывать на пособие от государства.
Декларации, верификации и другие круги ада
В качестве примеров рассматриваем самые сложные жизненные обстоятельства. В целом же на пособие для малообеспеченных претендовать крайне трудно. Если глава семейства из нашего примера устроился бы на работу и стал бы получать даже минимальную зарплату, в соцпомощи ему бы отказали. Неудивительно что, по данным за 2017 год, треть получателей выплаты не работала. Нельзя исключать того, что на самом деле главы семейств трудоустраиваются неофициально, но скрывают свои доходы, чтобы прокормить семьи. Так как, естественно, общего дохода в 7 тысяч гривен в месяц для 5 человек никак не хватит.
Государство пытается активно пресекать такую практику. Но не при помощи роста соцобеспечения, а за счет выявления “теневых” доходов у претендующих на выплаты.
Кроме паспорта, заявления и справки о составе семьи, желающему получать выплаты для малоимущих придется раздобыть справки о наличии и размере земельного участка, об участии в АТО, заполнить декларацию о доходах и имуществе на основании справки о доходе каждого члена семьи в течение 6 месяцев. Если окажется, что у хоть у кого-то из семьи есть более одного авто возрастом до 15 лет, более одного жилья (не считая недвижимости на оккупированной территории), или же они в последний год покупали стройматериалы или что-либо дороже 50 тысяч гривен, в помощи откажут. То есть владеть автомобилем 2006 года или хорошим компьютером – непозволительная роскошь.
Помимо того, что эти условия уже сами по себе отсекают некоторых получателей, требование, предполагающее, что человек разберется с декларациями, становится еще одним препятствием на пути к выплате. Конечно, никто не принуждает мать-одиночку отчитываться о доходах, но если она захочет “откусить” кусок общего пирога, ей придется приложить максимум усилий. И все – ради тысячи с лишним гривен.
Министр соцполитики Марина Лазебная говорит, что все это станет проще, так как вводится обмен информацией между налоговой и Пенсионным фондом. Но на практике справку о доходах все равно нужно будет подавать, если вам, к примеру, сделали подарок.
Также она обещает, что заявку можно будет подать не только через центры предоставления административных услуг, но и через портал “Дия”. Однако на сайте пока такой возможности не находим. Там можно оформить заявки на разовую помощь по типу “Муниципальной няни”, или же на помощь по безработице.
Далее – верификация. Скоро планируется запуск отдельного реестра для получателей социальных услуг и выплат, в котором будут видны открытые банковские счета, информация о фактическом месте жительства, данные паспорта и информация из налоговой. Но пока Единый реестр не запустили (хотя внедрить его обещают уже не один год), данные будут проверять автоматически из Государственного реестра имущественных прав на недвижимость, из реестра с информацией о регистрации брака, смерти, рождения, реестра предпринимателей.
Кроме того, будут и личные проверки со стороны Государственной социальной службы, которая будет создана после того, как вступит в силу закон “О социальных услугах”. Органы созащиты, которые должны заниматься предоставлением семьям соцуслуг, вопреки своему названию, превращаются в органы “соцконтроля”.
А пока служба не создана, “сторожевым псом” будет соцработник. Он, помимо, предоставления услуг, будет внимательно следить за тем, как вы живете, и может даже закрыть глаза на некоторые факторы. Соцработник может идти на поблажки и принимать решение о выплатах, исходя из конкретного примера семьи. Подобный механизм проверок был внедрен еще два года назад для назначения субсидий. Если человек по документам не мог претендовать на помощь, но все равно ее просил, и по квартирам ходили инспекции, которые должны были принять решение. Получается, с соцработником придется договариваться на месте.
Если вы что-то скрыли, подали неправдивые данные, женились и об этом не сообщили органы соцзащиты, то вам не просто отменят выплату, а заставят вернуть все, что уже было уплачено. То есть нюансы о том, что не проживающий с вами сын не рассказал о поездке на клубнику в Польшу соцзащиту волновать не будут. Если что-то уже было начислено, возврата добьются в судебном порядке. Вернуть деньги можно и частями, отдавая пятую долю от месячного дохода. Учитывая то, что речь может идти о 18 тысячах гривен в год, не исключено, что соцработникам за “невнимательность” будут давать “на лапу”.
К тому, что в стране урезается слой “хлеба”, чтобы “масла” хватало на всех, украинцам не привыкать. Но на этот раз это происходит параллельно с уменьшением количества выделяемого “масла”. При чем достаточно завуалированно, что не удивительно для предвыборного периода.
Адвокат Ростислав Кравец считает: попытки выдать постановление за адресность и упрощение доступа к оформлению помощи не сработают.
“У нас же любят принять закон, к нему под видом стандартизации – 50 постановлений, а потом вспомнить, что еще 150 постановлений – вообще не менялись. Под этим соусом приняты изменения, которыми решили лишить большое количество украинцев государственной поддержки. Решили, видимо, что 500- 1 500 гривен – это много. Государство делает все, чтобы не исполнять свои гарантии, забывая о 22 Статье Конституции. Я не сомневаюсь, что это постановление будет признано незаконным, как было и с десятками других”, – резюмирует адвокат.
Кравец убежден, что найдутся депутаты, которые решат оспорить решение правительства. А пока малоимущим украинцам остается затянуть пояса.
Анна Пешкова, 112.UA
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!