Суд запретил местным инспекторам проверять работодателей “в любое время”: опубликовано постановление

Шестой апелляционный административный суд признал инспекционные проверки местными инспекторами незаконными и постановил, что проверки работодателей инспекторами Гоструда должны проводиться исключительно в рамках Закона “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”.

Такое решение суд принял 14 мая по делу № 826/8917/17, отменив постановление Кабинета Министров Украины от 29 апреля 2017 года № 295 “О некоторых вопросах реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины “О местном самоуправлении в Украине”.

В соответствии со статьей 325 Кодекса административного судопроизводства Украины постановление № 826/8917/17 вступило в законную силу 14.05.2019 и может быть обжаловано в кассационном порядке.

Отмененным постановлением утверждены следующие нормативные акты:

– Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, прописывающий правила инспекционных посещений и невыездных проверок;

– Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, содержащий правила проведения выездных проверок.

В первом из вышеперечисленных порядков указано, что инспектор по труду может беспрепятственно, без предварительного уведомления самостоятельно в любое время попадать в любые помещения объектов, где используется наемный труд.

Отныне проверки должны проводиться с соблюдением требований включения субъекта хозяйствования в план-график или во внеплановом порядке согласно закону.

В порядке осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде указывалось, что государственный контроль могут осуществлять инспекторы местных инспекций.

Суд отменил это положение – отныне проверки должны осуществляться исключительно государственным органом по вопросам труда.

Коллегия судей признала постановление № 295 недействительным, ссылаясь на следующее.

Кабмин обязан принимать акты, если по результатам их рассмотрения на заседании уполномоченные органы не выразили замечаний. Коллегия судей отметила, что Государственная регуляторная служба, по результатам рассмотрения проекта обжалованного постановления, трижды отказала в его согласовании.

Гоструда не учла замечание ГРС, в том числе, на этапе повторного согласования. При этом, при отсутствии решения Государственной регуляторной службы о согласовании данного проекта постановления, Гоструда подала его на рассмотрение Правительства.

Следовательно, ответчиком существенно нарушен порядок подготовки и принятия акта, что безусловно ведет к признанию обжалованного постановления недействительным.

Кроме того, принимая постановление, Кабмин не придерживался принципа предсказуемости, что подразумевает последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, что в свою очередь позволяет субъектам хозяйствования планировать свою деятельность. Таким образом проект не был включен в план подготовки проектов регуляторных актов Кабинета Министров Украины на 2017 год, что является нарушением норм статей 5, 7, 19 Закона “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности”.

Также постановление безосновательно наделяет полномочиями по осуществлению государственного надзора (контроля) органы, не имеющие такие полномочия согласно закону.

Закон “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности” и Закон “О местном самоуправлении в Украине” не предусматривает никаких полномочий исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин по осуществлению ими государственного надзора (контроля). Часть четвертая статьи 4 Закона № 877-V предусматривает, что исключительно законами устанавливаются органы, уполномоченные осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Орган государственного надзора (контроля) не может осуществлять государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности, если закон прямо не уполномочивает такой орган осуществлять государственный надзор (контроль) в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочий такого органа.

Поскольку постановление №295 недействительно и отменено, любые инспекционные посещения и невыездные проверки, длящиеся или назначенные на основании постановления № 295, должны прекратить или отменить.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *