Заробитчанам будут искать работу за границей бесплатно
Депутаты решили запретить агентствам по трудоустройству брать деньги с соискателей за поиск работы.
Одни эксперты говорят, что таким образом удастся изгнать с рынка мошенников, которые хотят нагреться на наших согражданах. Другие уверяют, что новые правила лишь поспособствуют переделу рынка.
Вчера парламент принял в первом чтении законопроект №2365, в котором прописаны существенные изменения для агентств-посредников. Навести порядок на рынке услуг по трудоустройству власти пытались и раньше.
К примеру, в прошлом году в парламенте был зарегистрирован законопроект №10153. Он предлагал создать при Минсоцполитики специальное ведомство по заробитчанам. А их самих вносить в реестры, выдавать специальные карточки. Новый регулятор должен был в том числе, контролировать агентства-посредников.
Но, пожалуй, самая скандальная норма — о создании некоего фонда благосостояния украинских мигрантов. Предполагалось, что заробитчане будут платить в него взносы, а взамен смогут рассчитывать на помощь в случае проблем за границей.
В профильном сообществе сразу же заговорили о попытках обложить заробитчан новым налогом. Общественный резонанс оказался настолько велик, что проект в итоге отозвали.
Но идея навести порядок с заграничным трудоустройством никуда не делась. Поэтому появился новый проект — №2365.
Он выглядит более безобидно, чем предыдущий. Основные новшества прописаны для агентств, предоставляющих услуги по трудоустройству за границей.
Во-первых, хотят отменить их лицензирование. Вместо лицензий агентства будут получать разрешения на работу. Также компании внесут в специальный реестр и станут проверять их деятельность.
«Получение лицензии — сложная бюрократическая схема. Я знаю случаи, когда агентство шесть раз подавало документы, но в итоге все равно получило отказ. Но если есть выход на нужного чиновника, лицензию можно купить. То есть, лицензирование не выполняет свою главную функцию — контроля над рынком. Зато усложняет жизнь законопослушным агентствам», — считает глава Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.
Во-вторых, документ устанавливает запрет для агентств брать деньги с претендентов на работу. Все услуги по подбору вакансии и организации выезда должны стать полностью бесплатными для людей.
Предполагается, что платить за все будут работодатели. «Собственно, предлагается механизм, по которому работают рекрутинговые агентства на подбор вакансий в Украине: работодатель дает агентству заявку и по итогу оплачивает ее выполнение. Человек при этом ничего не платит», — пояснил Воскобойник.
По его мнению, это позволит решить главную проблему рынка посреднических услуг по трудоустройству за границей — убрать с него мошенников. Они берут с соискателя по 100-500 евро, якобы за поиск работы. Но в итоге просто «пропадают» или же отправляют человека за границу на несуществующую вакансию.
Привлечь таких посредников к ответственности непросто. В договорах, которые они подсовывают доверчивым украинцам, обычно прописано, что плата вносится за «информационные услуги».
В-третьих, в законопроекте предусмотрены жесткие штрафы для агентств за нарушение правил работы (в частности, платные услуги для соискателей) — до 2-5 тыс необлагаемых налогом минимумов (34 тыс.- 85 тыс. грн). Как рассчитывают авторы законопроекта, это должно стать веским аргументом для посредников соблюдать закон.
Проблема массового мошенничества с трудоустройством за границей действительно существует. «Людям обещают работу буквально в любой стране, даже там, куда нашему заробитчанину попасть очень сложно, скажем, в Великобритании, Норвегии, Франции и др. Но есть условие — нужно заплатить до 500 евро. Как правило, после этого «посредник» просто исчезает вместе с вашими деньгами», — говорит Воскобойник.
Размах теневого бизнеса на заробитчанах поражает. Если в 2017 г. Польша выдала порядка миллиона разрешений на работу для украинцев, то через легальные агентства было устроено всего 12,4 тыс. человек.
В 2018 г. из 1,8 млн приглашений, через официальных посредников прошло 12,5 тыс. украинцев. То есть через легальные агентства устраивается меньше 1% всех заробитчан. Более свежей статистики нет, но ситуация в последнее время усугубилась.
По словам Воскобойника, только по работе в Польше к «серым» посредникам обращается не меньше 280-360 тыс. человек в год. Если предположить, что каждый из них заплатил хотя бы 100 евро, получим приблизительный объем теневого рынка — 28 -36 млн евро только по Польше. То есть на кону огромные деньги, что привлекает в этот «бизнес» все больше посредников.
Как отмечает аналитик рынка труда Татьяна Пашкина, в последнее время они все чаще маскируются под законопослушных, поэтому вычислить мошенников не просто.
«Мы будем добиваться, чтобы ко второму чтению в проект внесли пункт о том, чтобы даже в рекламе зарубежных вакансий обязательно нужно было указывать — соискатель ничего не платит. В этом случае недобросовестным посредникам будет сложно объяснить, почему в итоге они требуют деньги», — рассказал эксперт.
Впрочем, тут есть нюанс. Деньги с соискателей сейчас берут не только фирмы- мошенники, но и добропорядочные посредники, правда, там сумма меньше — порядка 600 грн.
«Для агентства это своего рода гарантия, что человек не передумает ехать, то есть, работу ему будут искать не зря», — говорит Пашкина.
Вычислить недобросовестного посредника можно по таким признакам:
отсутствие лицензии;
отсутствие компании в перечне фирм, занимающихся зарубежным трудоустройством на сайте Госслужбы занятости;
офис агентства находится в «подполье», скажем, в квартире или общежитии;
однобокое описание предлагаемой вакансии. Должны быть указаны как плюсы, так и минусы работы. Если все слишком идеально, это сразу должно вызвать подозрение;
идеальные отзывы на специализированных сайтах и в соцсетях на фоне полного отсутствия критических замечаний. Это может свидетельствовать о том, что агентство «подчистило» репутацию;
отсутствие четких и понятных ответов на вопросы о работе и выезде за границу — кто платит за проживание и питание, есть ли у работодателя штрафы и своевременно ли он платит зарплату и т.д.
«Если есть «звоночки» хотя бы по одному пункту, лучше не работать с таким посредником», — говорит Пашкина.
Законодатели хотят, чтобы за услуги посредников платили исключительно работодатели. Стоит отметить, что и сейчас это практикуется. Но далеко не все компании готовы щедро оплачивать подбор рабочих в Украине.
Лишь немногие перечисляют деньги по предоплате, большинство платит уже по факту «поставки» рабочих, а в некоторых случаях — после испытательного срока.
То есть, запрет брать деньги с соискателей может ударить не только по мошенникам, но и по небольшим агентствам, у которых еще не наработана база платежеспособных работодателей. Зато в выигрыше окажутся крупные агентства по трудоустройству. Не исключено, что это скажется на предложении вакансий — оно сузится.
«Такой подход может свидетельствовать о попытке передела рынка. Далеко не все европейские работодатели кинутся оплачивать поиск рабочих. К тому же многие украинцы трудятся за границей неофициально, а в этом случае работодатель точно ничего не будет платить», — говорит Аналитик института Growford Алексей Кущ.
Также, по его мнению, сомнительным выглядит аргумент о том, что с помощью штрафов можно будет искоренить мошенничество. «Где вы видели мошенников, которые выстраиваются в очередь на оплату штрафов. Их нужно выявлять и наказывать более жестко, а не штрафовать», — говорит эксперт.
«Все это больше похоже на попытку наладить своего рода «экспорт трудовых ресурсов», когда те же европейские работодатели должны будут договариваться о «поставке рабочих рук» с определенным пулом агентств. Это напоминает недавние договоренности наших властей об организации чартеров на сбор ягод в Финляндию», — добавил Кущ.
Законопроект раскритиковали и в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады. В его выводах, в частности, сказано, что замена лицензирования на декларирование (то есть, получения разрешений на работу) для посредников вряд ли усилит защиту заробитчан.
Ведь «лицензирование предусматривает более жесткий контроль за работой субъекта хозяйственной деятельности”. В частности, органы лицензирования уполномочены проводить плановые и неплановые проверки. А если работать просто по разрешению, таких проверок уже не будет. То есть получается, что заробитчане окажутся не такими уж защищенными, как обещают авторы законопроекта.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!