Зе против “янтарных схем”. Помогут ли увольнения топ-чиновников побороть контрабанду
Вчера Владимир Зеленский отправился на совещание о контрабанде в Житомирскую область. Он рассказал, что с вертолета видел: незаконная добыча янтаря приобрела масштаб экологического бедствия, а гектары лесов стали пустыней.
Президент подчеркнул, что криминальные авторитеты воюют с государством под прикрытием полиции, СБУ и прокуратуры, и особенно большие масштабы эта война приобрела в 2014 году.
Он дал главе Национальной полиции Сергею Князеву поручение уволить руководителей полиции в пяти районах Ровенской области, двух районах Житомирской и двух районах Волынской области. Также Зе назначил нового губернатора Житомирщины – полковника СБУ Виталия Бунечко.
Помогут ли кадровые перестановки Зеленского исправить ситуацию с нелегальной добычей янтаря в Украине?
Янтарные схемы
Ученые подчеркивают, что Украина находится едва ли не на первом месте в мире по количеству залежей янтаря в мире. Ровенщина, Житомирщина и Волынь – это области, где больше всего ценной смолы. Там годами разворачивается нелегальный промысел, масштабы которого поражают.
Сообщения о пойманных за руку добытчиках янтаря появляются в СМИ систематически с 2014 года. Например, 25 мая СБУ отчиталась о том, что в Житомирской области остановили схему на двадцать тысяч долларов в месяц. А вблизи села Сырница Овручского района даже задержали водителя гусеничного экскаватора, который успел вырыть более 200 метров канав и повредить 85 деревьев.
Старатели ездят в лес в микроавтобусах целыми семьями с детьми и пожилыми людьми, берут с собой еду, теплую одежду, спальные мешки и инструменты. Достаточно лопаты и сачка. Очень упрощает работу мотопомпа, но позволить себе ее может далеко не каждый.
За “лакомые” территории местные часто дерутся с приезжими, что нередко заканчивается травмами, несовместимыми с жизнью. В мае 2014 года СМИ писали о потасовке, когда вооруженная группировка заявила жителям села о завоевании их янтарной территории. В итоге были ранены пять человек. Попытки же выяснения ситуации для активистов и депутатов заканчиваются плохо. Так, слугу народа Александра Николайчука сильно избили.
Следующий этап янтарной схемы – продажа. С этим проблем нет, рассказывают журналистам старатели. По их словам, скупщик приезжает в любое время суток: достаточно заранее назвать вес янтаря. В день простой местный житель может заработать от тысячи гривен до двух.
Многие думают, что янтарь – просто украшение, но это всего 20% его использования. Основная ценность – янтарная кислота, которая нужна в промышленности, в электронике. Продать его можно не всем, но спрос все же есть, и он существенный.
Над скупщиками стоит криминалитет. Журналисты называли фамилии Игоря Фадеева (“Москва”), Виктора Олейника (“Пират”). Янтарь дальше попадает в Польшу, где он дороже, в Иран, Израиль. В Китае по неофициальной статистике вообще больше всего украинского янтаря, хотя официально его туда не импортируют.
Согласно подсчетам экспертов, залежи янтаря сокращаются каждый год как минимум на 30 тонн, при том, что всего у нас смолы примерно на 1,5 тысячи. Член комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан подсчитала, что это примерно 100 миллионов долларов убытков в год. А эксперты же говорят о сумме в 2 миллиарда долларов. Для сравнения, это больше, чем наша страна выделяет на образование и науку. Если же подсчитать потери за последние пять лет, сумма пугает своей внушительностью.
Но промыслом занимаются не только простые старатели. В апреле 2015-го СБУ сообщила, что руководство компании “Янтарь Украины” и глава Госсслужбы геологии наладили нелегальную добычу и сбыт янтаря. Началось уголовное производство, которое так ни к чему и не привело.
“Завозится техника: несколько километров транспортных труб, помповые мойки, гусеничные тарнспортеры, трактора. Это уже не просто люди с лопатами”, – говорит NEWSONE Лозовский Сергей, политический аналитик.
Порошенко же заявлял, что добычу 90% нелегального янтаря в Украине покрывают правоохранители.
“Туда даже Нацгвардия приезжала и не смогла ничего сделать. Им сказали отобрать нелегальные средства добычи. Они это сделали, перевезли в полицию, а через неделю все эти средства дальше продолжали работать на копанках”, – напоминает NEWSONE экономист Виктор Скаршевский.
Для украинцев информация о “крыше” – далеко не секрет.
“Крышуют эту добычу, есть система пропусков. Пропуск на клондайк раньше был около 1000 долларов за день. “Намывали” миллионы в день”, – говорит NEWSONE.ua уроженец Ровно Алексей.
Здесь важно вспомнить расследование НАБУ, согласно которому концы ведут к нардепам Бориславу Розенблату и Максиму Полякову. Розенблат, кстати, баллотировался как мажоритарщик по Житомирской области, но не прошел в Раду.
Зе-контроль над потоками и связи с Коломойским
Приехав на Житомирщину, Зеленский первым делом заставил уволиться главного лесника. Тот написал заявление “по собственному желанию”. Президент также поручил уволить руководителей райотделов со словами: “Они не помогают нашей стране, а потом мы разберемся, кто в схеме из них, а кто нет”.
На этом перестановки не закончились. Он порекомендовал написать заявления об увольнении руководителям Нацполиции и СБУ в Житомирской области.
“Может, вы в схеме не были, но вы не можете ничего сделать с “пиратами янтарными” Житомирщины”, – сказал Зеленский”, – сказал Зеленский руководителю Нацполиции.
“А вы знаете, что Служба безопасности Украины тоже в этой схеме? … Как они работают с янтарем, если не по схеме, каким образом?”, – обратился он к местному руководителю СБУ.
Может ли Зеленский с юридической точки зрения заниматься данным кадровым вопросом – отдельный вопрос.
“Зеленский не имеет никакого отношения к исполнительной власти. Он может только дать рекомендации министру внутренних дел, чтобы он заменил этих лиц”, – говорит NEWSONE правозащитник Ростислав Кравец.
Поможет ли увольнение старых чиновников? Эксперты в этом не уверены.
“На самом деле с добычей янтаря все уже давно разобрались. Это связано с плачевным состояние региона. Там больше другого людям делать нечего. Даже если войска туда ввести, ничего не поменяется. На этом наживаются все, поэтому уволить только конкретных лиц мало. Местный работник полиции ни шага не сделает, чтобы его высшее руководство об этом не знало. Поменяем одного на другого – ничего не поменяется”, – говорит Кравец.
А политолог Валерий Гончарук тоже считает, что кадровых ротаций недостаточно. По его словам, это лишь повторение действий предшественников Зеленского, которые ранее не срабатывали.
“Получается, что во времена Порошенко были неправильные “смотрящие”. И достаточно поставить “правильных”, и все решится. Зеленский делает то же самое, что делали Ющенко, Янукович, Порошенко. Если хотите решать проблемы, изначально надо заниматься законодательством”, – комментирует он NEWSONE.
Экономист Виктор Скаршевский считает, что для Зеленского сейчас главное – соответствовать представлениям народа, заниматься кадровой политикой.
“Это не поможет. Это уже не Лукашенко стайл, а Зеленский стайл. Он в качестве президента ездит по регионам, дает указания, кого уволить. Я не думаю, что это долго будет продолжаться, но Зеленский удовлетворяет спрос общества. Сейчас он это может сделать, но через полгода – уже нет, когда вновь назначенные будут повторять то же самое. Сейчас политическое межсезонье, которое заполняется вот такими наказаниями”, – говорит он.
На той же встрече Зеленский представил нового губернатора Житомирской области – Виталия Бунечко. Тот пообещал провести аудит всех лесов.
У губернатора два высших образования. Бунечко – педагог и кандидат юридических наук. Он работал замом главы управления мариупольской СБУ, а сейчас – полковник Службы безопасности. Он задекларировал 39 тысяч долларов и 32 тысячи евро. Правда, никаких данных о своей семье в декларацию не внес.
Брат Бунечко, Вячеслав – начальник претензионно-искового управления департамента юробеспечения “Укрнафты“, и защищал компанию олигарха Игоря Коломойского в суде с Национальным антикоррупционным бюро. Не удивительно, что нового житомирского губернатора связывают с Коломойским. Но это не единственный вопрос к Бунечко.
Четыре года назад его обвинили во вмешательстве в тендеры “Энергоатома“. Затем встал вопрос о том, что он покрывает интересы “Укргазодобычи“. В итоге дела ни к чему не привели.
Некоторые же эксперты остались крайне недовольны кандидатурой Бунечко. Они считают, что на место людей Порошенко идут люди Коломойского, и происходит лишь борьба за потоки.
“Есть цель просто поменять руководство полиции и СБУ в определенных населенных пунктах. И под эту цель все подгоняется”, – говорит NEWSONE экономист Дмитрий Марунич.
Что ж, пока это просто догадки. Но одних кадровых перестановок явно мало. Что еще планируют делать с контрабандой?
Сажать в тюрьму или легализировать
Глава Нацполиции Князев считает, что для борьбы с контрабандой надо внести изменения в Уголовный кодекс.
Сейчас в качестве наказания за контрабанду предусмотрено только административное взыскание: штраф и конфискация. Поможет ли уголовная ответственность прекратить произвол?
До 2012 года за подобные преступления сажали в тюрьму. И с каждым годом количество поступлений в бюджет только сокращалось. В 2010 году, например, рассматривались уголовные дела на 695 миллионов гривен, и казна получила 1,4 миллиона. А в 2011 году в бюджет вообще не были перечислены деньги. Суды затягивают, а посадки не происходят.
Так что бюджет от этого точно не выиграет. Зато могут посадить не крупных контрабандистов, а мелких старателей, которые жалуются на то, что другой нормальной работы в их регионе нет. В первую очередь необходимо выполнение закона, предотвращение ситуации, когда контрабандисты потом сами выкупают свой же товар.
Эксперты считают, что возможен альтернативный вариант.
“Если законодательно предусмотреть артельную добычу для частных старателей, предусмотреть рынок сырья и сделать все, чтобы контрабанды не было, и можно было только легально продать янтарь, это решило бы ситуацию. Старатели уже уничтожили более 5 гектаров леса. Если мы человеку что-то запрещаем, мы должны дать ему возможность легально это сделать. Такой возможности на сегодня нет”, – говорит Марунич.
“Надо подумать, как людям дать возможность официально зарабатывать, восстанавливать грунты. И надо не увольнять, а вводить уголовную ответственность”, – соглашается Ростислав Кравец.
В парламенте инициативы по легализации добычи янтаря вносили неоднократно. Все они были бойкотированы депутатами.
Одной из последних блокировок было решение от 7 февраля 2017 года, когда соответствующий документ не приняли во втором чтении. Согласно законопроекту, старателям должны были дать разрешение на работу.
Профильный комитет был за закон, но специальная комиссия для урегулирования ситуации с янтарем рекомендовала отправить его на повторное второе чтение. Ее глава Ирина Геращенко ссылалась на лоббирование схем и проблемы, которые это должно было принести экологии.
Противники закона также подчеркивали, что от него получили бы выгоду частные предприятия и отдельные старатели. Также якобы налогообложение должно было привести к тому, что нелегальная добыча все равно продолжилась бы, особенно на самых продуктивных залежах, от чего восстановление территорий потом затруднилось бы. Некоторые эксперты не верили в то, что все это как-то помогло бы пресечь сговор людей с местными властями.
Министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак соглашался, что специального закона в Украине для янтаря не нужно, ведь тогда нужно принимать законы “о картошке, о пшенице, о сале и так далее”. Закон должен быть максимально универсальным.
Защитники же законопроекта говорили: пускай крупным компаниям и не “дадут по рукам”, но проблема хотя бы частично будет решена. Действительно, в сети можно найти различные анонимные интервью со старателями, которые рассказывают, что готовы купить лицензию, чтобы работать в лесу.
Они подчеркивают, что платили бы налоги в разумных пределах как минимум ради будущей уверенности в том, что их не выгонят и не убьют. Старатели напоминают: у них нет цели заработать как можно больше. Достаточно получать хоть какую-то достойную зарплату, чтобы можно было оплатить учебу детей и удовлетворить минимальные потребности.
Одних только увольнений для борьбы с нелегальной добычей янтаря мало: на место старых коррупционеров могут прийти новые. Возможно, стоит разработать новый вариант закона, который бы легализировал добычу янтаря. Также важно улучшать экономику региона, предложить людям альтернативу в виде достойной работы, и тогда им не придется обходить закон.
Анна Пешкова, NEWSONE
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!