НБУ пытается сбалансировать валютный рынок

В Национальном банке согласились с неизбежностью использования жестких административных мер с целью стабилизации ситуации на валютном рынке.

Чтобы избежать девальвации гривны, в НБУ решили установить новые правила работы с иностранной валютой как для юридических лиц, обязанных продавать 50% валютной выручки, так и для физических лиц. Их НБУ пугает налогообложением обменных операций. Банкиры считают, что для борьбы с долларизацией экономики регулятор будет вынужден перейти на гибкий курс валюты. Однако делать это надо осторожно — вместе с введением широкого валютного коридора.

Ставка на ограничение

Резкое сокращение резервов НБУ в октябре на $2,4 млрд снизило его возможности по проведению активных интервенций для недопущения девальвации гривны. С начала года резервы уменьшились почти на $5 млрд, и их текущий объем на уровне $26,8 млрд стал самым низким с декабря 2009 года — $26,5 млрд. Он лишь незначительно превышает критический уровень, каковым считается порог резервов в объеме трехмесячного импорта,— $24 млрд. Чтобы не допустить его достижения, в Верховной раде и НБУ предложили комплекс административных мер, целью которых является сокращение спроса на иностранную валюту и повышение ее предложения.

Первыми изменение валютной политики Нацбанка ощутили экспортеры и другие субъекты внешнеэкономических операций. С 19 ноября они вынуждены в течение полугода — до конца мая 2013 года — продавать 50% валютной выручки на межбанковском рынке. Кроме того, для перечисления средств в Украину им выделено 90 дней вместо 180. ‘Положительный эффект выразится в сглаживании колебаний на валютном рынке, поскольку валюта будет попадать на рынок регулярно небольшими лотами’,— считает начальник службы инвестиционного бизнеса УкрСиббанка Оксана Шведа. Главное в текущей ситуации — пресечь попытки экспортеров занизить размер своей валютной выручки. ‘Эта мера оставит в стране часть выручки экспортеров, которая итак небольшая из-за слабой внешней конъюнктуры. Но желание сохранить свои валютные поступления довольно высоко, и эта мера может привести к занижению экспортных цен’,— говорит советник главы правления Пивденкомбанка Сергей Кульпинский.

В то же время НБУ усиливает контроль над валютными операциями банков. И хотя регулятор не может вмешиваться в операции, совершенные в соответствии с законодательством, банкиры с сентября столкнулись с проверками. Ряд банков на время даже были отключены от межбанка. ‘Конечно, никаких формальных нарушений нет. Но Нацбанк показывает, что спекулировать валютой нельзя, и наказывает банки’,— объяснил ‘Ъ’ руководитель одного из банков, подвергшегося санкциям НБУ.

Население отваживают от валюты

Физические лица не остались в стороне от мер НБУ по стабилизации курса гривны. С 27 ноября резиденты и нерезиденты не могут получать валютные денежные переводы из-за рубежа на сумму свыше 150 тыс. грн (в эквиваленте) в месяц. Банки до 27 мая 2013 года в обязательном порядке должны продавать эту валюту с последующим зачислением гривны на счет клиента. Эта норма не касается валютных депозитов, размещаемых в Украине. По мнению Нацбанка, эта мера уменьшит объем переводов, совершающихся в спекулятивных целях, но ее эффект может быть незначительным. ‘По нашим расчетам, общий объем таких переводов по всей банковской системе не превышает $50 млн в месяц. Очевидно, что с принятием новых требований, эта сумма значительно уменьшится,— объясняет начальник отдела анализа и исследований Райффайзен Банка Аваль Дмитрий Сологуб.— Учитывая, что среднемесячный объем предложения наличной иностранной валюты в Украине составляет не менее $1 млрд, несколько десятков миллионов долларов не окажут влияния на рынок’. Отследить общую сумму переводов на имя одного получателя можно, только если средства направляются на счета в одном банке. Если клиент получил крупные суммы переводов из-за рубежа через несколько систем переводов (на текущий счет или посредством систем денежных переводов) в разных банках, общая сумма не отслеживается, говорит главный специалист отдела учета банковских операций Банка Кипра Лидия Астафьева.

Более значительное влияние на рынок может оказать законопроект о введении сбора в Пенсионный фонд при продаже наличной иностранной валюты (подробнее о новой версии законопроекта см. стр. 1, 5). Пока этот закон не принят, но Нацбанк, выступая его главным лоббистом, уже две недели твердит о необходимости принятия этого документа. По различным оценкам, частично подтвержденным НБУ, у населения находится наличной валюты на $40-50 млрд. ‘Деньги лежат дома у людей и ни на кого не работают’,— объясняет председатель правления Ощадбанка Сергей Подрезов. ‘В течение года на руках у населения скопилась большая масса иностранной валюты,— утверждает заместитель председателя правления Еврогазбанка Роман Горбачев.— Подобными инициативами государство пытается вернуть иностранную валюту в банки’.

И хотя желание населения продать доллары в период до вступления закона в силу может укрепить национальную валюту, появление теневого рынка будет неизбежно. Поэтому бывшие менеджеры НБУ скептически оценивают эффективность нового сбора. ‘Администрирование такого налога является чрезвычайно сложным’,— считает бывший заместитель председателя НБУ Александр Савченко. Чтобы отслеживать факты обмена валюты на черном рынке, в НБУ создали комитет по предотвращению проведения недобросовестных валютных операций и пригрозили населению уголовной ответственностью. Однако этим будут заниматься сотрудники МВД и Государственной налоговой службы.

Гривну готовят к плаванию

Главной мерой по стабилизации курса и снижению спроса на валюту банкиры называют введение плавающего курса. Об этом уже давно думает и регулятор. Директор департамента управления валютным резервом и проведения операций на открытом рынке НБУ Александр Дубихвост недавно сообщил, что рассматривается вариант привязки курса к бивалютной корзине. Гибкий курс должен позволить формировать стоимость валюты в зависимости от спроса и предложения, как это происходит на развитых рынках. Однако у экспертов есть сомнения в том, что такой переход следует осуществлять в нынешней экономической ситуации. ‘В условиях, когда резервы падают, а недоверие к национальной валюте растет, административные методы могут стабилизировать ситуацию на ближайшее время. Однако переход на гибкий курс должен совершаться тогда, когда не будет таких высоких девальвационных ожиданий, как сейчас’,— уверен Дмитрий Сологуб. При таких рисках плавающий курс означает неизбежное обесценение национальной валюты. ‘Гибкое курсообразование в условиях Украины означает, что Нацбанк согласен на небольшую девальвацию. Но нужно мониторить состояние банковских кредитных портфелей, расчеты за импорт и объем золотовалютных резервов’,— уверен исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.

Участники рынка считают, что регулятору не следует ограничиваться лишь уже представленными мерами по снижению уровня долларизации экономики. ‘Необходимо уничтожить или хотя бы минимизировать поток серого импорта. В этом направлении должны работать правительство, таможня и НБУ. А для хеджирования риска изменения курса гривны регулятору следует активно развивать рынок производных финансовых инструментов’,— считает заместитель председателя правления—казначей Банка Национальный кредит Дмитрий Власов. Сложности в этом направлении возникнут еще и потому, что наличная иностранная валюта обслуживает теневую экономику, а с ней невозможно бороться запретительными мерами. ‘Основной оборот теневого рынка происходит в иностранной валюте. Нужны полномасштабные меры, а не только борьба с теневым валютным рынком или усиление налогового контроля над рынком ценных бумаг’,— говорит Дмитрий Сологуб.

Одним из главных факторов, подталкивающих людей к покупке долларов, банкиры называют неуверенность в курсе национальной валюты. ‘Помимо менее жестко регулируемого курсообразования, должен быть обязательный коридор курса на год вперед. Именно на основании курса внутри этого коридора и должно осуществляться все финансовое планирование, как на уровне предприятия и частного лица, так и на уровне государства в целом,— полагает первый заместитель председателя правления банка ‘Контракт’ Павел Крапивин.— Но обязательным условием должны быть четкие гарантии правительства и НБУ, что коридор будет соблюден. Если в течение двух-трех лет это будет работать, потеряется смысл в использовании иностранной валюты для сбережений. Спрос на нее будет падать, а предложение увеличиваться за счет продажи накопленных запасов’. Оценить потенциальный размер коридора банкиры не берутся, но отмечают, что колебания евро к доллару составляют 15% в год.

Елена Губарь

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *