Новый антикоррупционный закон: запрещает предлагать и побуждает обличать
Документ обязывает юридические лица разрабатывать и принимать меры по предотвращению коррупции в своей деятельности.
13 мая парламент проголосовал за принятие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере государственной антикоррупционной политики в связи с выполнением Плана действий по либерализации Европейским союзом визового режима для Украины».
Что интересно, до 2 июня широкой общественности не было известно, в какой редакции парламент принял закон, так как к проекту закона рабочей группой было предложено около 149 поправок, которые так и не были обнародованы. Часть из них была учтена в финальной редакции закона, и, соответственно, финальный текст, опубликованный за 2 дня до вступления закона в силу (4 июня 2014 года), преподнес немало сюрпризов. Уже сейчас можно сказать, что эти изменения существенно повлияют на ведение бизнеса в Украине. Предлагаем рассмотреть основные нововведения и их возможное влияние на деловые отношения.
Теперь и за рубежом
Закон предусматривает, что иностранец или лицо без гражданства, которое постоянно не проживает на территории Украины, может быть привлечено к уголовной ответственности в Украине за преступления, совершенные за рубежом. Это возможно в случае, если иностранец (лицо без гражданства) совершит коррупционное преступление в соучастии со служебным лицом – гражданином Украины, либо в отношении указанного служебного лица или наоборот. В то же время механизмов реализации этого положения не предусмотрено ни новым антикоррупционным законом, ни другими актами законодательства. Соответственно, у этой нормы есть все шансы остаться декларативной.
Коррупция в частном секторе
Если раньше уголовная ответственность наступала в случае подкупа работников государственных предприятий, то согласно новому антикоррупционному закону также запрещен подкуп работников предприятий частного сектора, которые не являются служебными лицами. Кроме этого, уголовно наказуем подкуп так называемых лиц, которые работают в пользу предприятия. Закон относит к этой категории лиц, которые выполняют работу и при этом пребывают в трудовых отношениях с предприятием.
Возникает вопрос, а какая разница между работниками предприятия и лицами, которые работают на предприятии, будучи в трудовых отношениях с последним. Скорее всего, никакой разницы нет. Интересно, что в проекте закона к лицам, которые работают в пользу предприятия, относились лица, которые выполняют работу или предоставляют услуги такому предприятию на основании договора. Предположительно, имелись в виду гражданско-правовые договоры на выполнение работ или предоставление услуг, которые в наше время встречаются даже чаще, чем трудовые. Соответственно, если бы была принята такая редакция, то статья имела бы логически завершенную форму и полностью криминализировала подкуп в частном секторе.
Уголовно наказуемые предложения и обещания
Новый антикоррупционный закон дает определение терминов «предложение» и «обещание». Под предложением следует понимать выражение намерения о предоставлении неправомерной выгоды, а под обещанием – выражение такого намерения с сообщением о времени, месте, способе предоставления неправомерной выгоды. Такие размытые формулировки могут быть по-разному интерпретированы на практике, что может вызвать немало трудностей как у правоохранительных органов, так у и лиц, которые могут привлечь внимание таких органов.
Следует также упомянуть, что до принятия этого закона уголовная ответственность за предложение или обещание принять неправомерную выгоду в некоторых случаях не была предусмотрена. Теперь в таких составах преступлений, как подкуп служебного лица юридического лица частного права, подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги (аудитора, нотариуса, эксперта, оценщика, третейского судьи и др.), а также злоупотребление влиянием, предусмотрена ответственность не только за получение неправомерной выгоды, но и за принятие предложения или обещания предоставить неправомерную выгоду.
Обличители коррупции
Закон содержит положения о государственной защите лиц, которые оказывают помощь в предупреждении и противодействии коррупции (обличителей). Согласно закону обличителем считается лицо, которое добросовестно (при отсутствии корыстных побуждений, мотивов неприязненных отношений, мести, других личных мотивов) сообщает о нарушении требований антикоррупционного закона. Возникает логический вопрос: а если лицо сообщает о коррупционном правонарушении, которое имело место быть, исходя из личных мотивов, то такое лицо не имеет права на защиту государства?
Статус обличителя защищает работника от возможности быть уволенным, привлеченным к дисциплинарной ответственности или подвергнутым со стороны работодателя другим негативным мерам воздействия в связи с сообщением о нарушении. Более того, в случае судебного разбирательства бремя доказывания будет лежать на работодателе. Таким образом, закон дает работникам потенциальные возможности для злоупотребления этими гарантиями.
Что делать
Новый антикоррупционный закон обязывает юридические лица разрабатывать и принимать меры по предотвращению коррупции в своей деятельности. Более того, закон требует поощрять работников действовать согласно закону, нормативно-правовым актам и установленным предприятием правилам и процедурам по выявлению и предотвращению коррупции. Если необеспечение таких мер уполномоченными лицами юридического лица повлечет совершение коррупционных преступлений, юридическое лицо может нести уголовную ответственность на этом основании.
В то же время в законе есть только размытые формулировки о «необходимых и обоснованных» мерах, но ни определение того, какие меры можно считать необходимыми и обоснованными, ни примерный перечень таких мер не указываются.
Если обратиться к опыту развитых зарубежных стран, то можно предположить, что украинские юридические лица будут обязаны:
• назначить отдельных служебных лиц или структурные подразделения, ответственных за выявление и предотвращение коррупции на предприятии;
• разработать и внедрить индивидуальные внутрикорпоративные политики и процедуры по выявлению и предотвращению коррупции;
• обучить персонал антикоррупционным требованиям, а также контролировать их соблюдение.
Для большинства международных компаний, а также украинских прогрессивных компаний описанные выше меры уже давно стали нормой. Остальным же компаниям нужно подтягиваться, поскольку закон уже вступил в силу и времени на размышления нет. Начать можно с оценки коррупционных рисков в деятельности конкретной компании и разработки индивидуальных программ их минимизации. В зависимости от возможностей и размера компании это может быть осуществлено как внешними юридическими консультантами, имеющими соответствующий опыт, так и собственными силами компании. Сочетание внешних и внутренних ресурсов может дать оптимальный результат.
В сухом остатке
Одним из плюсов принятия данного закона является то, что Украина формально выполнила дополнительную часть своих обязательств перед европейскими партнерами, что должно поспособствовать упрощению визового режима с ЕС. В то же время недостаточно одного лишь принятия этого закона. Более важно, как он будет применяться на практике, даст ли ощутимый эффект в виде снижения уровня коррупции в Украине и не станет ли еще одной обузой для бизнеса.
Основные недочеты закона – неоднозначность и нечеткость некоторых терминов и формулировок, некоторая несогласованность принятых изменений с остальным массивом украинского законодательства и отсутствие механизмов реализации отдельных положений, может негативно повлиять на правоприменительную практику.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!