Яценюк отбирает у банкиров зарплату
Кабмин под руководством Арсения Яценюка принял решение в приказном порядке перевести ключевые бюджетные организации и госпредприятия на обслуживание в госбанки. А фактически – в Ощадбанк.
Масштабный передел рынка может обернуться для банков новыми банкротствами и многомиллиардными потерями для бюджета.
Банкиры и банковские ассоциации жалуются на использование госбанками админресурса и намекают на то, что решение о выводе клиентов, подконтрольных государству, принято на самом высоком уровне.
Но подтверждений этому пока не было. В правительстве, разумеется, всячески отрицают, что принуждают подконтрольные чиновникам предприятия и организации без проведения каких-либо тендеров или конкурсов переводить счета в госбанки. По сути, речь идет о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции или даже о превышении власти или должностных полномочий.
В распоряжении МинПрома оказалось извлечение из секретного протокола № 76, принятого на заседании правительства 11 сентября 2014 года.
Документ предписывает МВД, Минобороны, Минюсту, СБУ, ГФС, Администрации госспецсвязи, Госпогранслужбе, Госслужбе по чрезвычайным ситуациям, ГСО и ГПтС в срок до 1 ноября заключить с госбанками договоры о выплате зарплат своим сотрудникам. То есть речь идет о переводе всех зарплатных проектов этих ведомств в госбанки.
Перевести в госбанки приказано и расчетно-кассовое обслуживание (РКО) предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления этих ведомств. То же самое касается и госпредприятий, которые имеют ‘стратегическое значение для экономики и безопасности государства’.
Под эту формулировку попадает практически любая госкомпания, так как все они по большому счету имеют значение для экономики и безопасности страны. Госкомпании должны определиться с выбором банка до 1 декабря текущего года. Но выбор, в общем-то, небольшой.
Формально в стране существует всего два госбанка – Ощадбанк и Укрэксимбанк, 100% акций которых принадлежат Кабмину. Есть еще банки с участием государства – Укргазбанк, в котором 92,99% акций принадлежат Минфину, Родовид Банк и банк ‘Киев’ с долей акций в собственности Минфина 99,99% и 99,93% соответственно.
Однако на практике речь идет о лоббировании интересов всего одного финучреждения – Ощадбанка. По словам банкиров, именно ‘Ощад’ в последнее время агрессивно ‘переманивает’ клиентов подконтрольных государству.
И не только из списка ведомств, которые указаны в решении Кабмина от 11 сентября. Ощадбанк шлет ‘письма счастья’ с предложением-требованием перевести к нему на обслуживание зарплатные проекты и РКО практически всем госструктурам, включая райадминистрации. Вот один из шедевров ненавязчивой рекламы в исполнении клерков Ощадбанка:
‘В соответствии с решением Кабинета министров (протокол №76, вопрос 2 от 11 сентября 2014 года), начиная с 1 ноября 2014 года ведомство, которое вы возглавляете, должно осуществлять выплату заработной платы своим сотрудникам с использованием зарплатных платежных карт одного из госбанков’, – говорится в письме Харьковского областного управления Ощадбанка в одну их местных районных госадминситраций.
Далее госбанкиры ставят в известность чиновников о том, что госбанков всего два и тут же поясняют, почему Ощадбанк лучше, чем Укрэксимбанк.
При этом составители письма как бы намекают, что у первого репутация безупречней, чем у второго. Кроме того, авторы послания козыряют и таким преимуществом, как гарантии государства по вкладам физлиц в Ощадбанке независимо от суммы вклада. И, действительно, в других банках, включая ‘Укрэксим’, государство гарантирует возврат депозитов физлиц только в размере до 200 тыс. грн.
Но хитрые сотрудники ‘Ощада’ умалчивают, что до сих пор законодательство не предусмотрело реальных механизмов и процедур по возврату депозитов в Ощадбанке в случае его краха, а его прародитель, обанкротившийся Сбербанк СССР, так и не рассчитался со своими вкладчиками. Не сделало это и государство, которое тоже что-то там гарантировало.
Единственное преимущество ‘Ощада’, с которым трудно поспорить, – это наличие самой крупной сети отделений и филиалов. Всего – более 5 000 офисов по всей стране. Тот же Укрэксимбанк представлен в регионах гораздо скромнее, поэтому и не может претендовать на такое количество новых клиентов сразу. Тем более что речь идет о сотнях, если не тысячах организаций и предприятий и сотнях тысяч сотрудников.
Почти не вызывает сомнений, что решение Кабмина от 11 сентября принималось исключительно в интересах Ощадбанка. В это легко поверить, учитывая дружеские отношения премьер-министра Арсения Яценюка и председателя правления Ощадбанка Андрея Пышного.
По словам банкиров, чиновники на местах предпочитают не игнорировать ‘убедительные просьбы’ Ощадбанка и переводят счета в госбанк в срочном порядке. Но при этом Яценюк и Пышный, похоже, не учли одного простого обстоятельства, что речь идет об одномоментном переводе из банковской системы в ‘Ощад’ оборотов в несколько миллиардов гривен. А это чревато огромными проблемами даже для системных частных банков, и может закончиться целой серией громких банкротств на банковском рынке.
Получается замкнутый круг. Государство, пытаясь решить финансовые проблемы подконтрольных ему банков за счет насильственного перевода клиентуры из других финучреждений, ставит под угрозу существование последних. В итоге это же государство вынуждено будет за счет бюджетных средств спасать частные банки, пострадавшие от потери ликвидности, выдавая им рефинансирование. Или же будет пускать их ‘под нож’, выплачивая миллиардные компенсации по депозитам за счет Фонда гарантирования вкладов физлиц, который получает кредиты у того же государства.
Арсений Яценюк и Андрей Пышный на момент публикации статьи на письменные вопросы МинПрома не ответили.
Алексей Комаха
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!