НБУ запускает антикризисную "консолидацию банков" – что это такое?
Национальный Банк расставил акценты в своей политике – одним из приоритетных направлений работы регулятор назвал консолидацию банковского сектора.
За счет таких “антикризисных мер” Нацбанк рассчитывает уменьшить количество проблемных банков с “плохими” активами. Подогревают ситуацию и отчеты, которые сейчас публикуют банки по итогам третьего квартала – масштабы убытков финучреждений стали понятными в реальных сумах.
Работа со знаком минус
Банки начали публиковать свои отчеты по итогам третьего квартала – цифры показывают убытки. Так, Укрэксимбанк закончил третий квартал с убытком более 4 млрд грн., Сбербанк – 11,4 млн грн. ОТП Банк закончил третий квартал с убытком 315,8 млн грн, убыток за 9 мес. – 1,3 млрд грн. Проминвестбанк, украинская “дочка” российского “Внешэкономбанка”, по итогам девяти месяцев вышел на убыток в размере 2,6 млрд., «Финансы и Кредит» – 48,6 млн грн (за 9 мес.). Как ранее сообщал НБУ, I полугодие с убытками закончили 35 украинских банков.
Потери в банках объясняют экономическими факторами, как эффекты валютного курса, увеличение кредитного риска и т.д. Кроме того, на финансовые результаты влияет значительное сокращение деятельности в Восточном регионе страны. Также, пытаясь удержать депозиты, банки пошли на повышение ставок, в то же время количество проблемных кредитов, по которым заемщики не в силах рассчитываться, возросла. Отсюда и минусы в банковских отчетах.
НБУ будет “сливать” банки
Национальный банк намерен в ноябре внести в Верховную Раду законопроект об упрощении слияний и поглощений банков.
“У нас нет другого пути, кроме как консолидация банковской системы. Мы разработали антикризисный пакет, который предусматривает упрощение слияния и поглощения банков. Надеюсь, мы его внесем в ноябре, когда Рада начнет работу”, – сказал первый заместитель главы НБУ Александр Писарук.
По результатам стресс-тестирования государственные банки необходимо докапитализировать на 12,5 млрд грн, а банки с иностранным капиталом нуждаются в 205 млрд грн. В целом объем необходимой докапитализации банков первой группы составляет 56 млрд гривен. Однако эти результаты несколько устаревшие – стресс-тестирование проводилось еще в более-менее стабильных условиях, когда национальная валюта еще не девальвировала, предложенные банкам залоги оставались стабильными в цене, а пакеты проблемных активов не росли, как на дрожжах.
Предыдущий опыт национализации банков показал, что это не всегда успешная практика, поэтому в регуляторе рассматривают такой вариант лишь как крайний. Сейчас НБУ присмотрел подход объединения банков или передачу активов и пассивов проблемных банков другим банкам.
Удачный пример у НБУ есть пока только один – с активами “Промэкономбанк”. Передавать активы кому бы то ни было в Нацбанке не хотят – инвесторов с капиталом непонятного происхождения и неудовлетворительной репутацией в НБУ отклонят. Но найдется ли много достойных кандидатов на передачу на украинском рынке?
В долгом ящике
Об консолидации банковской системы заявляли и предыдущие главы НБУ, начиная от Стельмаха. “И как видим, особенно процесс не сдвинулся. Надо понимать, что большое количество малых банков в Украине, это так называемые “карманные банки”. Это своя промышленная группа, которая под себя сделала банк. И она не хочет терять контроль над ним, соответственно, не хочет объединяться с кем-то другим. И в принципе даже в случае объединения банков, если посмотреть на предыдущий опыт – было несколько банков, которые покупались и соответственно владельцы их объединяли, – даже в этом случае мы видим, что этот процесс обычно довольно длительным”, – объяснил аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
“Соответственно, ожидать каких эффектов от такого законодательства, если оно будет принято в даже ближайшие месяцы, не стоит, по крайней мере, в ближайший год. Я считаю, что это вопрос среднесрочной перспективы, 3-5 лет”, – добавил он.
Создание крупных банковских монополий или чрезмерного количества системных банков, падение которых регулятору нельзя будет допустить, остерегаться не стоит. “Большое количество крупных банков невозможно по определению. Это равнозначно тому, что много монополистов. Если мы говорим о больших банках – их не много. То есть, после укрупнения они будут средними”, – пояснил эксперт.
По его мнению, от проведения консолидации в конечном результате положительный эффект будет. “Одна из больших проблем в Украине – это большое количество мелких банков. А проблема мелких банков – это разобщенность активов по различным отраслям экономики, что означает, что они в среднем имеют более высокие риски, чем крупные банки”, – подытожил Жолудь.
Насколько серьезные намерения НБУ укрупнить банки станет понятно вскоре – от того, действительно ли будет вынесен законопроект об упрощении слияний и поглощений, и сколько времени уйдет на его принятие. Учитывая, что к положительным сдвигам предстоит еще идти несколько лет, выпускать законопроект из виду не стоит уже сейчас.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!