Как спасти гривню: четыре пути укрепления нацвалюты
Нужен мир и новые правила для бизнеса, считают эксперты.
Антирекорды национальной валюты шокируют и гонят экономику страны к краху. С начала года гривня девальвировала на 88%! В следующем году она может продолжить падение, если власти не примут решительных мер. ‘Сегодня’ совместно с президентом Украналитцентра Александром Охрименко, исполнительным директором Международного фонда Блейзера Олегом Устенко и аналитиком МЦПИ Александром Жолудем проанализировала 4 срочных сценария спасения гривни. Какой путь выберут новый Кабмин и НБУ, — большой вопрос, но игнорировать его дальше уже невозможно.
1. Продажа резервов: спасет, но ненадолго
Эксперты считают, что традиционный способ влияния на курс — продажа золотовалютных резервов Нацбанка (золота и ценных бумаг), чтобы за счет массовых долларовых интервенций на межбанке насытить рынок валютой, сбить спрос на нее и, в конечном итоге, вызвать снижение курса хотя бы до 14—14,5 грн/$ — это сейчас тупиковый сценарий. И приведет он к тому, что Украина останется без последней рубахи.
‘Продажа резервов — очень рискованный путь. Подобную политику проводило правительство Мексики, за полгода снизив резервы на 90% — с 30 до 3 млрд долларов, — говорит Устенко. — В итоге курс песо укрепился на короткое время, а потом снова пошел вверх. Страну спасли зарубежные кредиты, но страна их отдает до сих пор. Не уверен, что в нынешней ситуации Украине такие кредиты дадут’.
Охрименко считает, что $12 млрд, оставшиеся в закромах НБУ, даже на короткое время не укрепят гривню, так как их слишком мало: ‘Деньги уйдут, как вода, и лишь оттянут падение. Если бы была уверенность, что стране надо продержаться месяц-два, пока, например, зайдут иностранные инвестиции (на приватизацию гособъектов, развитие инфраструктуры), тогда этот путь оправдан. Но такой уверенности нет’.
2. Мир на Востоке: он необходим — спасет жизни людей и гривню
Очевидно, что прекращение боевых действий в Донбассе — первоначальный важнейший шаг к спасению экономики Украины. Во-первых, не будет расходов на войну (до 3 млрд грн из бюджета ежемесячно), во-вторых, это позволит начать восстановление инфраструктуры Донбасса и возобновит торговые отношения с Россией в области машиностроения и пищепрома, говорят эксперты.
Это, в свою очередь, даст допприток валюты в Украину и снизит давление на курс гривни. Она может укрепиться до 14—14,5 грн, и таким курс останется достаточно долго — год и более, прогнозирует Устенко. Но, по мнению Охрименко, добиться реального мира невозможно без возврата к политике многовекторности. Поэтому максимум, на что мы можем рассчитывать, — это замораживание конфликта и торговля только необходимыми для нас и ‘ДНР’ с ‘ЛНР’ товарами: мы им продукты, они нам уголь. Ну и, естественно, российский газ, альтернативы которому пока нет: реверсных поставок из Европы нам не хватает.
Жолудь же считает, что ‘замирение’ необходимо, так как даст возможность прийти в страну реальным инвесторам. Пока в нашей стране не воцарится мир, они не будут вкладывать сюда деньги.
3. Чужие деньги: реформы и валюта из-под матраса
Устенко предлагает любопытный рецепт — коллективная помощь западных стран, каждая из которых в виде благотворительности купит украинские облигации госзайма на $1—2 млрд каждая.
‘Для них это небольшие суммы, а нам помогут собрать с миру по нитке $20—30 млрд, на которые мы проведем реформы в экономике — это отказ от госзакупок, при которых разворовываются сотни миллиардов гривен и, увы, повышение тарифов на ЖКУ для населения до экономически обоснованных (но здесь нельзя не учесть угрозу социального взрыва и потому подходить к росту тарифов надо аккуратно. — Авт.). Это позволит реструктуризировать госдолги (в 2015 г. мы должны выплатить порядка $10 млрд. — Авт.)’, — говорит эксперт.
Охрименко считает, что лучше занять валюту внутри страны, — в ‘заначке’ у населения $40 млрд. В 2010—2012 гг. Минфин выпускал валютные сертификаты номиналом $500 сроком на два года под 8—9%, с правом досрочной продажи эмитенту. Они были востребованными. ‘Но нужно их продать минимум на $10 млрд, тогда через год возможно укрепление гривни и до 10,5—11 грн/$’, — считает Охрименко. Но Жолудь скептичен: доверие к украинской власти упало, и госбумаги покупать не будут.
4. Бизнес: приватизация и новые правила
Самый лучший, но и самый длительный (1,5—2 года) способ стабилизировать гривню — это дать бизнесу нормально работать, считают эксперты. ‘Надо гарантировать бизнесу неприкосновенность, установить западные правила его ведения (минимум проверок и налогов), узаконить долгосрочную аренду крупных земельных массивов. Последнее позволит быстро увеличить производство и экспорт сельхозпродукции’, — говорит Охрименко.
По мнению Устенко, скорый и многомиллиардный приток денег в бюджет даст честная приватизация оставшихся объектов госсобственности, что также повлияет на укрепление гривни: ‘Сложно сказать, каким будет в этом случае курс нацвалюты, но он точно будет объективным. Это позволит стабильно работать банковской системе, возобновится кредитование производства, начнется приток инвестиций, вырастет ВВП, а значит — и зарплаты, что нивелирует подорожавший доллар’.
По словам Жолудя, ‘чудо-закона’, приняв который, можно сразу получить рост уровня жизни, нет. Нужны небольшие, но последовательные шаги на возрождение экономики, и главный — борьба с коррупцией: ‘Нормально работающая экономика — предпосылки для укрепления гривни. Если так будет, мой прогноз — 13—13,5 грн через год’.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!