РФ: 7 неординарных судейских проступков в 2014 году
В уходящем году перестало существовать Дисциплинарное судебное присутствие, ведавшее жалобами судей, которых квалифколлегии лишили статуса. Свою работу ДСП фактически начало в марте 2010 года, а закончило в конце июля 2014-го вместе с упразднением Высшего арбитражного суда. Функции института перешли к Дисциплинарной коллегии нового Верховного суда (ДК ВС).
Изменения коснулись не только названия. Главное отличие – решения коллегии можно оспорить, чем уже не преминули воспользоваться несколько заявителей. Кроме того, ДК ВС, в отличие от Присутствия, будет заниматься не только увольнениями, но и жалобами на решения ВККС о иных взысканиях, а еще там теперь можно поставить под сомнение результаты аттестаций (подробнее читайте тут).
В 2014 году в ДСП было рассмотрено 14 дел, девять жалоб удовлетворено (64,2 %). Коллегия в составе ВС рассмотрела 10 жалоб, и лишь двое заявителей смогли вернуть мантию. С учетом того что одна жалоба касалась не увольнения, а предупреждение, доля ‘спасенных’ – 22,2 %. Также одну жалобу ДК ВС приостановила – заявителю предстоит пройти психиатрическую экспертизу (), а другую отдала в административную коллегию ВС за неподсудностью (). Еще два решения ДК ВС были оспорены в апелляцию, но безуспешно.
Подводя итоги года, редакция ‘Право.Ru’ выбрала семерку самых интересных, на наш взгляд, историй.
Шедевр еще тот
1 сентября в ДК ВС из Белоглинского районного суда Краснодарского края прибыла Ирина Парфенова, уволенная местной квалифколлегией за любовь к веселым фотографиям на рабочем месте. Одна из участниц судебного процесса под председательством Парфеновой обнаружила страничку судьи в ‘Одноклассниках’ и решила ей воспользоваться в своих интересах. В апреле 2014 года она пожаловалась на судью в Совет судей, приложив фотографии из найденного аккаунта.
В кадре Парфенова сидела в кабинете, похожем на рабочий, закинув ноги на стол, а под фото была подпись: ‘Я, конечно, не совершенство, но шедевр еще тот!’. В ходе проверки нашлось еще с десяток фотографий неоднозначного содержания, и 30 мая 2014 года местная ККС лишила ее полномочий.
Попытка обжаловать это решение в ДК ВС не удалась. Парфенова рассказывала, что, возможно, ее страничку взломали, ведь фотографии были закрыты ‘замочком’.
– Я вообще не понимаю, как судья может сделать такую фотографию и разместить, когда ноги на судейском столе, – сокрушалась глава ККС, судья крайсуда Елена Шпортько.
– Какой ущерб я нанесла судебной власти? – недоуменно вопрошала заявительница.
В результате в удовлетворении жалобы Парфеновой отказали (), но она попыталась оспорить решение еще раз в апелляции. Впрочем, безуспешно.
Решения на стикерах
Лилия Мугинова более 10 лет работала мировым судьей в Уфе, а потом пошла на повышение – была рекомендована в начале 2013 года в Кировский райсуд башкирской столицы. Однако радости ей это не принесло: на судью посыпались жалобы от участников процессов, которые докладывали и главе райсуда, и ВС республики, что месяцами не могут получить решения по делам. Таких жалоб набралось под две сотни, закрутились проверки, и оказалось, что в работе Мугиновой не все гладко: в 302 из 422 разрешенных дел не было протоколов, 271 дело – без мотивировок, а некоторые решения представляли собой записку на обычном офисном стикере, вроде ‘Решение от 31.05.13 г. Иск удовлетворить’.
14 марта 2014 года ККС 13 голосами из 18 лишила Мугинову полномочий за волокиту, нарушение прав граждан и умаление авторитета судебной власти. 9 сентября она пыталась объяснить ДК ВС, что вина не только ее. Мугинова жаловалась на отсутствие секретарей и помощников, существенную нагрузку и то, что переданные ей дела уже шли с нарушением срока. Эти доводы судей не убедили, и Мугиновой отказали. Тогда она пожаловалась в апелляцию, однако и там не встретила поддержки. Повторив аргументы про причины волокиты, заявительница получила закономерные вопросы.
– Это убедительно звучит для граждан, как вы считаете? Кто должен писать мотивировочные решения? – удивлялась председательствующая Галина Манохина.
Коллектив не принял
В 20-м арбитражном апелляционном суде случился серьезный конфликт. В начале 2012 года туда с должности замглавы ФАС Северо-Кавказского округа пришла новый председатель Симма Амбалова, но коллектив ее не принял. Летом 2013 года 15 из 19 судей подписали на нее жалобу в Высший арбитражный суд и Совет судей с претензиям к жесткому контролю с видеофиксацией и указаниям согласовывать отмены судебных актов первой инстанции. Вялотекущее изучение жалобы пока не закончилось ничем. А Амбалова тем временем наводила порядок.
Так, она пожаловалась в ВККС на одну из недовольных – Ольгу Тиминскую. Та, например, ссылаясь на плохую организацию работы в суде, откладывала заседание, а еще в незаконном составе рассмотрела дело, заставляла секретарей писать протоколы от руки и ходила курить в мантии. Были нарушения со сроками подписания протоколов и опоздания на работу. За это она была наказана предупреждением, но оспорила взыскание в Дисциплинарную коллегию.
Тиминская нарушений не отрицала, но из ее объяснений выходило, что вины ее и нет. Например, незаконный состав, по ее версии, сформировала не она, а и. о. предсостава Евгений Мордасов, который в тот день был с ней в процессе. Однако убедить ДК ВС ей не удалось, и 4 сентября наказание оставили в силе.
Пил в подвале
Сергей Гагельганс из Октябрьского районного суда Барнаула Алтайского края как-то посреди рабочего дня спустился в подвал, а когда вышел, походка его сделалась шаткой. Он сел в авто и уехал, но недалеко. Вскоре он был остановлен сотрудниками ДПС и отстранен от управления машиной из-за показаний алкотестера. Судья выдохнул на среднее опьянение – 1,187 мг/л.
5 сентября 2014 года краевая ККС уволила судью, но тот оспорил решение в Дисциплинарную коллегию Верховного суда.
В свою защиту Гагельганс утверждал, что его оговорили, и вся история – ‘провокация соответствующих органов’, а именно УФСБ и ГУВД по краю. Связано же это, по его мнению, с рассмотрением дела одного высокопоставленного чиновника. Однако при этом судья не мог толком объяснить, что несколько часов делал в подвале, а свидетели видели, что он был там с некой бутылкой. Посмотрели и видеозапись, на которой, описывая восьмерку, судья шел из подвала к машине. Также выяснилось, что в 2011 году судью уже наказывали предупреждением за появление на работе в подозрительном виде.
12 ноября ДК ВС оставила увольнение в силе. Не удалась и попытка Гагельганса оспорить другое решение, связанное с инцидентом, – 17 декабря ВС РФ отклонила его жалобу на разрешение тройки Алтайского краевого суда привлечь его к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП (вождение в опьянении – лишении прав до двух лет).
Судью задерживали свидетели
Судью Алексея Холода из Камышинского городского суда Волгоградской области тоже заподозрили в пьяном вождении. Только в его случае история была трагичнее – Холод ночью сбил дорожных рабочих, чинивших дорогу.
К утру в Сети появились видеоролики с места событий, а старший помощник руководителя СУ СКР по Волгоградской области по взаимодействию со СМИ Наталия Куницкая сообщила, что Холода задержали при попытке скрыться с места ДТП уцелевшие сотрудники МУП, они же вызвали полицию и скорую. При этом все свидетели утверждали, что судья был пьян. Тем не менее от медосвидетельствования он отказался.
16 мая 2014 года областная ККС лишила Холода мантии, а он обжаловал это решение в Дисциплинарное судебное присутствие. На заседании он объяснял, что знаков о ремонтных работах не видел, а саму аварию не помнит. Также судья сообщил, что ‘постоянно терял сознание’, а алкогольное опьянение категорически отрицал.
23 июля 2014 года ДСП отказало в удовлетворении жалобы Холода, а в ноябре ККС дала согласие председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину на возбуждение уголовного дела в его отношении (подробнее о нем и других судьях, отданных СК, читайте здесь).
Дела в огне
Курьезный случай приключился с мировым судьей участка № 40 Комаричского района Брянской области Александром Амелиным. 22 ноября 2013 года там решили сжечь устаревший архив, а в результате сожгли семь дел в рассмотрении Амелина.
Первой случившееся обнаружила секретарь мирового судьи Н. Сологубова, которая и доложила судье. ‘Я растерялся. Бросился выяснять, что делать, какой порядок, но мне никто не помог. Надо было дождаться понедельника, почитать законы, а я кинулся звонить в прокуратуру, в полицию, в отдел дознания. Попросил помочь восстановить все, что было’, – вспоминал потом Амелин.
В кратчайший срок ему удалось восстановить дела по копиям и рассмотреть их. О случившемся он доложил и руководству, но это не помогло: 22 апреля 2014 года Амелина лишила полномочий областная ККС. Однако в ДСП, куда тот обратился, ситуация повернулась иначе. Как оказалось, дисциплинарное производство велось с нарушениями. Для начала Амелину не дали времени ознакомиться с представлением, а, кроме того, в деле не оказалось результатов тайного голосования и, как выяснилось, оно проводилось открыто.
Увольнение по-ростовски
Удивила Присутствие в 2014 году и ростовская квалифколлегия. Елену Икрянову, проработавшую 17 лет судьей Арбитражного суда Ростовской области, 29 апреля 2013 года ККС отпустила в отставку, а 20 декабря отменила свое апрельское решение, таким образом вернув Икрянову в действующие судьи, но тут же лишила ее мантии за проступок. Поводом к этому послужила история с некими ‘коррупционными разговорами’. УФСБ области прослушивало юриста-медиатора Любовь Стаценко, и, как оказалось, судья с ней общалась на тему одного из дел в своем производстве.
По мнению ККС, Икрянова должна была сообщить о беседе и взять самоотвод, однако судья считала иначе и обратилась в Дисциплинарное судебное присутствие. Разговор Икрянова не отрицала, но не считала его коррупционным. Если с обстоятельствами дела все было более-менее понятно, то с методами работы ККС – не очень: ДСП пришлось приостановить разбирательство, чтобы Икрянова через СОЮ решила вопрос с ‘возвращением отставки’, ведь эти вопросы под юрисдикцию ДСП не подпадают.
4 апреля 2014 года Ростовский областной суд отменил решение ККС от 20 декабря 2013 года в части вопроса с отставкой. В июне Икрянова вернулась в присутствие, и на заседании выяснилось, что это не все странности с решением. По досрочному прекращению полномочий ‘за’ проголосовало 10 из 17 членов, что составляет менее необходимых двух третей. В результате решение ККС было отменено.
Светлана Меркулова
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!