«Киевметрострой» меняет владельца
В результате очередной рокировки собственников ОАО «Киевметрострой» почти половина акций отошла к новому владельцу.
В результате этой сделки стратегию развития монопольного строителя киевского метрополитена будет определять глава совета директоров санкт-петербургского ЗАО «Вагонмаш» Сергей Кияшко
В конце мая состоялось собрание акционеров ОАО «Киевметрострой», результаты которого свидетельствуют об очередном изменении в акционерном капитале предприятия. Вместо представителей российского ОАО «УСК Мост» места в наблюдательном совете «Киевметростроя» заняли топ-менеджеры санкт-петербургского ЗАО «Вагонмаш», известного со времен Советского Союза производителя вагонов метро.
По данным предприятия, 21 мая со своих должностей в НС были освобождены его глава Михаил Беленький, представлявший ОАО «Бамтоннельстрой», и Юрий Швыдкой, представлявший зарегистрированную в Швеции компанию SKMG — Holding AB. Впрочем, реальным владельцем данного пакета являлась московская группа «УСК Мост», которая выкупила в начале 2008 года пакет акций «Киевметростроя» у ЗАО «Планета-Буд» Валерия Мошенского. В руках у россиян тогда оказалось около 37% акций. Теперь же данный пакет, по-видимому, перешел к компаниям, близким к председателю совета директоров питерского «Вагонмаша» Сергею Кияшко. Решением акционеров от 21 мая замдиректора «Вагонмаша» Геннадий Подфигурный возглавил НС «Киевметростроя», а сам Сергей Николаевич довольствовался местом его рядового члена.
В пресс-службе «УСК Мост» подтвердили, что продали свой пакет акций, не конкретизировав детали соглашения. В «Киевметрострое» уточнили, что де-юре сделка между сторонами еще не завершена, поэтому предприятие еще не сообщало о ней официально.
Таким образом, можно констатировать, что российский предприниматель Сергей Кияшко значительно увеличил свое влияние на киевское предприятие, поскольку с середины прошлого года он занимает место главы НС в ЗАО «Метрострой», которое с пакетом 50,72% является мажоритарным акционером «Киевметростроя». В самом «Вагонмаше» отказались как-либо комментировать смену менеджмента и степень своего влияния на киевских тоннелепроходчиков.
Между тем тот факт, что основу бизнеса Сергея Кияшко составляет транспортное машиностроение, позволяет предположить, что усиление представителей «Вагонмаша» на «Киевметрострое» вряд ли приведет к конфликту со второй группой акционеров во главе с председателем правления Владимиром Петренко. Строительство метро — достаточно специфический бизнес, прибыльность которого зависит от отношений с городскими властями. Успешность киевских метростроителей, заработавших в прошлом году 24,6 млн. грн. чистой прибыли при выполненном объеме работ в 1,13 млрд. грн., свидетельствует об отсутствии особых противоречий между городом и компанией. Поэтому не исключено, что за счет увеличения влияния на «Киевметрострой» российский бизнесмен рассчитывает упрочить связи с местными властями, финансирующими также закупки новой техники для города.
Помимо «Вагонмаша» Сергей Кияшко также возглавляет совет директоров ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод». А в 2002 году КП «Киевский метрополитен» и ООО «Группа Дедал » и «Вагонмаш» учредили ООО «Метровагонсервис» — предприятие по сборке, ремонту и модернизации существующего вагонного парка метрополитена. Примечательно, что это предприятие уже имеет успешный опыт работы на киевском рынке. В 2006 году оно стало победителем тендера на поставку 25 вагонов общей стоимостью 54,8 млн. грн.
Сам «Вагонмаш» в прошлом году продемонстрировал неплохой результат, выпустив продукции на рекордные для себя 2,5 млрд. руб. В прошлом году он произвел 126 вагонов, однако большая часть из них — магистральные вагоны-рестораны, поставленные в адрес РЖД, и лишь 42 вагона поступило на метрополитены Санкт-Петербурга и Варшавы. В 2009 году «Вагонмаш» планирует отправить 14 вагонов в питерский, 11 — в минский и 12 — в варшавский метрополитены. Однако острая конкуренция с мытищинским «Метровагонмашем» наверняка подталкивает его к поискам других рынков. Сейчас в киевской подземке эксплуатируются около 650 вагонов, в основном мытищинского производства. Не секрет, что значительная часть из них была выпущена в 60–70-е годы прошлого века и в скором времени потребует замены. Кроме того, потребность в вагонах возрастет в связи с планируемым пуском участка Лыбидская–Васильковская. В одном из недавних интервью замглавы КГГА Валерий Миронов заявил, что пуск новых станций на этом участке потребует 59 новых вагонов, кроме того, 103 единицы подлежит списанию до 2012 года, а еще 66 — проведению экспертизы на предмет продолжения срока эксплуатации. В «Программе социально-экономического и культурного развития Киева на 2009 год» предусмотрено финансирование КП «Киевский метрополитен» в сумме 413,6 млн. грн. для покупки 100 новых вагонов. И участие в освоении данных средств наверняка будет не лишним для любого производителя. Составить «Вагонмашу» конкуренцию могут тот же мытищинский «Метровагонмаш», а также Крюковский вагоностроительный завод, поставивший в текущем году на киевскую дорогу свой первый поезд. Впрочем, в планах властей до 2012 года значится строительство еще нескольких станций метро, дополнительного перехода между станциями «Театральная» и «Золотые ворота» и второго выхода со станции «Республиканский стадион», которые потребуют миллиардных вливаний. А значит, не исключено, внакладе новый акционер «Киевметростроя» в любом случае не останется.
Андрей Самофалов«Комментарии»
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!