Главный кредитор украинских банков, компания Cargill, может стать их ликвидатором
Долги перед американской корпорацией Cargill могут стать причиной ликвидации нескольких украинских банков.
Известно, что они большие. Известно, что они много оперируют на рынке, но при этом очень закрытые. Я в свое время, проходя обучение в Штатах, беседовал с ними на предмет найма на работу. Они еще тогда на меня произвели впечатление какой-то полузакрытой структуры, что-то вроде Ордена меченосцев. Если, к примеру, представители Procter & Gamble воодушевленно и радостно рассказывали о своих порошках, шампунях и пастах, то в случае с этой компанией были такие ощущения, как при общении с сотрудниками службы безопасности’, – вспоминает первые впечатления от знакомства с компанией Cargill старший аналитик группы компаний ‘Тройка Диалог’ Антон Табах. За прошедшие с того времени десять лет мало что изменилось.
Журналисты предприняли попытку связаться с украинской ‘дочкой’ Cargill, которая последние месяцы стала практически антигероем украинской банковской системы, чтобы выяснить интересующие рынок вопросы. В ответ была получена следующая информация: ‘Будучи частной компанией, мы публично не обсуждаем ни финансовые вопросы, ни наши отношения с партнерами без их на то согласия. По той же причине компания Cargill не разглашает свои планы о будущих инвестициях. На сегодняшний день компания Cargill – на стадии рассмотрения и оценки многих предложений для развития бизнеса, но, следуя своей политике, публично объявит лишь о тех, которые будут реализованы’.
Западные СМИ неоднократно констатировали, что сверхсекретность корпорации Cargill обеспечивает ей не только грандиозные преимущества, но и создает немало проблем на рынке. Знаковой стала ситуация, когда однажды разъяренный журналист охарактеризовал Cargill как скрытную и сомнительную компанию, ‘рожденную в результате родственных связей’. Такая репутация сопровождает ее на протяжении более чем столетней истории. Еще в 1957 году руководитель корпорации МакМиллан заявил, что компания привлекает к себе внимание только во время судебных разбирательств. Согласно исследованию, проведенному руководством в 1977 году, выяснилось, что 94% фермеров слышали о Cargill и только 49% знали, чем компания занимается. Примерно те же цифры характеризуют сейчас и ситуацию с украинскими банками. Во многом благодаря их долгам перед Cargill многие сегодня узнают о масштабах деятельности этого мирового гиганта.
По версии издания Forbes, в прошлом году Cargill заняла первое место среди крупнейших частных американских компаний, с большим отрывом обогнав таких гигантов, как Chrysler, Ernst & Young, Hilton Hotels, Bloomberg. ‘Долговечность – это слово, которое описывает деятельность Cargill и способность этой компании преодолевать самые непростые периоды американской истории’, – характеризует корпорацию Forbes. В прошлом году совокупный доход Cargill составил порядка $110,6 млрд и согласно рейтингу Forbes превышает доходы их ближайшего конкурента – Koch Industries – более чем на $10 млрд. Это практически столько же, сколько получили вместе автомобильный производитель Chrysler ($59,7 млрд), кондитер Mars ($27,4 млрд) и аудитор PricewaterhouseCoopers (($28,2 млрд). Вышедшая в мае официальная статистика за год даже превысила оценочные показатели авторитетного издания. В Cargill отрапортовали о совокупной выручке в размере $120,4 млрд и росте в кризисный год на 36%. За этот же период прибыль компании составила $3,9 млрд, что на 69% больше, чем в 2007 году. Аналитики лишь пожимают плечами. В отличие от крупных публичных компаний, стоимость активов которых резко упала в связи с кризисом, а финрезультат стал отрицательным, стратегия ‘сугубо частной’ компании Cargill показала более чем положительные результаты за этот же период. Cargill известна тем, что является самым глобальным на планете семейным бизнесом, особенностью которого стало отсутствие во все времена продаж акций компании. Сегодня ее собственниками являются представители четвертого и пятого поколений семейного клана Каргилл – МакМиллан. Американские вузы смело используют рыночную стратегию Cargill как наглядный пример консервативного, но стабильного развития. Как правило, ежегодно порядка 80% полученной прибыли собственники реинвестируют в дальнейшее развитие.
Точкой отсчета для Cargill является покупка первого амбара в 1865 году ее основателем Уильямом Каргиллом. Постепенно семейный кооператив стал динамично развиваться и, дабы уверенно противостоять конкурентам, вскоре Каргиллы приняли решение объединить свой бизнес с аналогичным бизнесом семейства МакМилланов. Деловые отношения укрепились брачными узами потомков основателей двух компаний. В таком семейно-деловом союзе компания существует и по сегодняшний день.
За свою более чем столетнюю историю из предприятия по выпуску зерновых хранилищ Cargill стала диверсифицированной корпорацией, оказывающей услуги в таких основных сферах, как сельское хозяйство, продукты питания, исследования и переработка, управление рисками и финансами, промышленность. Сегодня компания имеет представительства в 67 странах мира. На нее работают около 160 тыс. человек, что соизмеримо с населением второго по величине швейцарского города Женева.
В Украине Cargill начала свою деятельность в 1991 году и сегодня является одним из крупнейших экспортеров зерна, подсолнечных культур и продуктов их переработки. Компания неслучайно вышла на рынки постсоветских стран сразу после распада СССР, руководство уже давно имело виды на эти территории. Еще в семидесятых годах прошлого столетия министр по вопросам сельского хозяйства США Роберт Бергланд отмечал, что Cargill владела лучшими комплексными маркетинговыми данными, включая ЦРУ. По информации компании, будучи сегодня одним из самых крупных инвесторов в Украине, Cargill инвестировала более $140 млн в основные средства и около $100 млн ежегодно инвестирует в оборотные – для закупок агропродукции в Украине.
Изначально придя в Украину со своим основным бизнесом – зерноторговлей, вскоре Cargill начала и финансово обслуживать свои интересы в стране. Еще в 1984 году корпорацией была создана Cargill Financial Services Corporation для реализации финансовых проектов материнской структуры. По информации украинской ‘дочки’ Cargill, в течение многих лет компания предоставляет своим клиентам услуги по управлению финансовыми рисками и предлагает инвестиционные решения в различных сферах их деятельности. ‘Cargill Financial Services Corporation – это один из многочисленных финансовых институтов компании Cargill, работающих по всему миру’, – сообщили в компании.
‘Они как частная компания не связаны требованиями публичности, поэтому могут кредитовать не тех, кого престижно, а тех, кого нужно’, – рассуждает о возможностях Cargill Financial Services Corporation Антон Табах. Благодаря этому клиентскую базу Cargill пополнили крупнейшие финансовые учреждения страны. Многие договоренности выстраивались на личных взаимоотношениях с компанией. Условия сделок никогда не разглашались. По оценочным данным, финансовое подразделение Cargill активно кредитовало украинские банки и компании (выдано кредитов на общую сумму свыше $1 млрд) и является бесспорным лидером среди всех американских кредиторов. Известно о сотрудничестве Cargill Financial Services с банками ‘Аваль’, Укрпромбанк, ПУМБ, ‘Мрия’, Донгорбанк, Индекс-Банк, Внешторгбанк, ‘Финансы и Кредит’, Родовид Банк, Кредит-Днепр, ‘Форум’, НРБ, ОТП, а также такими компаниями, как МКС и ‘КОНТИ’. По словам руководителя аналитического департамента ИГ ‘ТАСК’ Андрея Шевчишина, это только те юридические лица, которые предоставили информацию о полученном финансировании. Предположительно, этот список гораздо длиннее. К примеру, по данным Министерства финансов, в числе крупнейших кредиторов банка ‘Надра’ упоминается Cargill, хотя сам банк никогда не заявлял о получении финансирования. ‘В целом можно предположить, что Cargill работала с большим количеством финансовых организаций, которые обслуживают крупные компании и ФПГ, нуждающихся в торговом финансировании для экспортно-импортных операций. Другое дело, что сами предприятия и банки не всегда информируют о таком сотрудничестве’, – уверен Шевчишин.
‘Популярность Cargill Finance Services у украинских банков, на мой взгляд, была вызвана прежде всего более доступной, чем у других кредитных организаций (в частности европейских), процедурой получения финансовых ресурсов, а также приемлемой стоимостью обслуживания кредитных средств по сравнению с действующими в то время на финансовом рынке у конкурентов’, – рассуждает генеральный директор КУА ‘Инэко-Инвест’ Олег Морква. Андрей Шевчишин также добавляет, что, вероятно, Cargill являлся одним из немногих кредиторов, пришедших к выводу, что торговое финансирование в Украине – это нормальный бизнес, доходность которого сопоставима с рисками, а обеспечение по торговому финансированию подтверждалось уполномоченными банками.
Руководству Cargill не понаслышке известно о финансовых кризисах. В начале прошлого века компания оказалась в незавидном положении с большими долгами. Зятю основателя зернового бизнеса Уильяма Каргилла Джону МакМиллану пришлось потратить много времени за столом переговоров с кредиторами. Тогда ему не только удалось реструктуризировать долги компании, но и увеличить кредитные лимиты. Это дало возможность пережить Великую депрессию и активно расширять бизнес впоследствии. Между тем нынешнее руководство Cargill беспощадно к своим заемщикам, и создается такое впечатление, что проблемы в прошлом лишь выработали суровость по отношению к заемщикам, но никак не понимание.
Известно, что еще в 1998 году американские СМИ вовсю трубили о том, что сотрудничество с Россией очень дорого обходится Cargill Finance Services. Тогда финансисты компании не уточняли, сколько составили убытки от работы финансового подразделения в России, ограничив ответ лишь многозначительным significant (в переводе ‘впечатляющие’). В свою очередь эксперты оценивали потери финансового подразделения Cargill в 1997-1998 годах в России на уровне $200 млн., что было эквивалентно почти половине дохода компании в предыдущем году. Эти потери очень давили на финансовое подразделение Cargill, которое являлось одним из наибольших финансовых операторов за пределами Уолл-стрит. За предшествующие несколько лет именно это подразделение зарабатывало для группы существенную долю доходов.
В отчете за 2008 год аналитики компании констатируют, что доходы от направления ‘риск-менеджмент’ и финансов снизились по сравнению с уровнем пре-дыдущего года из-за просроченных обязательств, несмотря на диверсификацию бизнеса и инвестиций в разные сферы. Вероятно, плохие финансовые результаты вызваны не только неплатежами клиентов Cargіll, но и потерями компании на рынке ипотечных закладных. Доподлинно неизвестно, насколько активно финансовое подразделение Cargіll оперировало с рисковыми бумагами, однако еще в августе 1993 года в западной прессе появилась новость о ‘рискованном’ союзе уже несуществующего инвестбанка Bear Stearns с крупнейшим оператором финансовых услуг Cargill Finance. Компании заявляли о покупке и секьюритизации ипотечных закладных. Это, по словам партнеров, должно стать ‘каналом, открывающим стабильный, непрерывный источник ликвидности для жилищных кредитов методом использования высокоэффективного рынка ипотечных закладных’. Последние несколько лет стали ярким примером того, как сильно ошиблись тогда партнеры.
Прошлогодние потери компании в финансовой сфере не могли не отразиться на украинских заемщиках. С усугублением кризиса в декабре 2008 года Cargіll резко сократила лимиты на Украину. В мае жертвой Cargill стала компания МКС, объявившая себя банкротом. Как объясняют эксперты, информация о банкротстве компании была вызвана требованием со стороны американцев о возврате долга. Хитростью стало то, что Cargill списала задолженность с ВТБ Банка, который выступал организатором и гарантом по займу Cargill компании МКС. По информации экспертов, к июню 2008 года МКС получила кредиты на общую сумму $20,7 млн.
Непоколебимость корпорации характеризуют малоуспешные переговоры даже с самыми именитыми акционерами. Длительное время вопрос реструктуризации долгов перед Cargіll решал Первый украинский международный банк, принадлежащий Ринату Ахметову. В результате финучреждение заключило мировое соглашение с американским инвестором, выплатив все свои непогашенные обязательства. Вопрос урегулирования отношений с Cargіll уже давно назрел перед Укрпромбанком и банком ‘Надра’. Оба финучреждения не могут быть рекапитализированы государством, не реструктуризировав прежде свои долги, львиная доля которых была получена в рамках финансирования от Cargіll. Так, из $870 млн суммарного долга Надра Банка Cargіll является самым крупным кредитором, а по словам временного администратора Укрпромбанка Константина Раевского, 70% внешних кредитов банка из $120 млн было также получено от Cargіll. Таким образом, если американский инвестор будет непоколебим и далее, два крупнейших украинских банка вскоре могут быть ликвидированы. Слухи об этом уже неоднократно муссировались в прессе. Активные переговоры идут сейчас с Cargіll и у акционеров банка ‘Финансы и Кредит’, задолженность которого составляет $44,4 млн, но с учетом процентов и штрафов сумма может возрасти до $48,9 млн. Эксперты считают, что в первую очередь Cargіll пытается забрать свои средства в тех компаниях, где они еще есть. По словам Антона Табаха, когда у компании плоская модель управления и есть хозяева, долги взыскать намного проще. Что же касается ситуации с украинскими банками, то, по мнению эксперта, большинству из них все же придется искать компромиссные решения. Вряд ли миллионные долги будут списаны.
До начала финансового кризиса многие украинские компании вполне успешно сотрудничали с Cargіll. Кредитами корпорации пользовался банк ‘Аваль’. По информации банка, финансирование поступало еще до вхождения его в группу Raiffeisen. Портфель составлял более $150 млн., а последний кредит был погашен еще в мае 2007 года. ‘Никаких средств от Cargill у нас нет и ничего у этой компании привлекать не планируем’, – констатируют сегодня в банке. В июле этого года вторая финансовая ‘дочка’ Рината Ахметова – Донгорбанк – полностью рассчиталась по своим обязательствам перед Cargill. По информации финучреждения, 3 июля было досрочно погашено $5 млн, а 17 июля в соответствии с графиком была погашена последняя часть долга перед американцами в сумме $1 млн.
Самыми деятельными для финансирования украинских банков компанией Cargill стали 2006-2007 годы, когда банки активно занимались кредитованием. В марте 2006 года Укрпромбанк объявил о привлечении $10-миллионного кредита от Cargill Financial Services. В этот же период банк ‘Мрия’ (уже в то время принадлежавший российской группе ВТБ) занял у Cargill около $24 млн для финансирования экспортно-импортных операций клиентов. В мае 2006 года уже украинский ВТБ привлек кредит на сумму 10 млн. евро, включая кредитную линию на сумму $50 млн.
В июле 2006 года в рамках долгосрочного сотрудничества банк ‘Финансы и Кредит’ привлек $7,8 млн, а в августе того же года 3,8 млн. евро для финансирования экспортно-импортных операций привлекал и Родовид Банк. Для этих же целей финансированием в размере $4,5 млн в 2008 году воспользовался банк ‘Кредит-Днепр’.
Между тем компания еще выдавала кредиты в самый разгар кризиса ликвидности во всем мире. В мае 2008 года Cargill предоставила кредит банку ‘Пивденный’ в размере $9,1 млн сроком на 345 дней. Кредит был погашен банком в этом году без нарушения сроков.
В сентябре прошлого года между украинской ‘дочкой’ OTP и Cargill Financial Services было подписано мандатное соглашение на сумму $100 млн сроком на год. По информации банка, привлеченные средства будут направлены на финансирование экспортно-импортных операций клиентов. Эксперты считают, что это было последней украинской инвестицией Cargill Financial Services.
По словам старшего аналитика инвестиционной компании Phoenix Capital Марии Майбороды, на начало 2009 года Укрэксимбанк имел несколько кредитов от Cargill в долларах и швейцарских франках на общую сумму $157 млн. Ставки по долларовым кредитам колебались от 7,45 до 8,1%, по кредитам в швейцарских франках составляли 8,45%. Погашение кредитов запланировано на 2009 год.
Впрочем, как считают участники рынка, о том, что на самом деле происходит в Cargill, знает только Cargill. Объясняется это тем, что эта стабильная частная компания, выросшая из крупного кулацкого хозяйства и лишь позже ставшая мировым торговцем, руководствуется принципом ‘молчание – золото’. Остается лишь предполагать, какие еще сюрпризы преподнесет это молчаливое сотрудничество с украинцами.
Елена Мошенец
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!