Судьбу российских банков решит СНБОУ
Депутаты считают, что присутствие в Украине российских банков противоречит национальным интересам, поэтому просят Совет национальной безопасности и обороны изучить вопрос целесообразности их дальнейшего существования.
Нацбанк говорит, что доля росбанков на рынке депозитов из-за кризиса сократилась, а доля активов, наоборот, растет.
Депутатам нужен ответ
Депутаты подняли вопрос присутствия на украинском рынке банков с российским капиталом. Об этом заявил глава комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Сергей Рыбалка. «Это нарушение национальных интересов. Мы обратимся в СНБОУ, чтобы поднять этот вопрос, напишем им письмо. Пусть они решат, есть ли в работе российских банков риски для нашей страны и экономики», – заявил господин Рыбалка («Радикальная партия Олега Ляшко») в ходе совместного заседания своего комитета и «антикоррупционного» комитета.
Некоторые депутаты высказывались даже более радикально. «Зачем нам вообще нужны частные банки, которые пьют кровь из украинцев? Пусть останется только один Нацбанк », – предложил народный депутат Юрий Тимошенко («Народный Фронт»). Выступающие депутаты также обратили внимание на то, что в России украинские банки не присутствуют.
Выдавливают неуспешно
После того как Россия аннексировала Крым и начала гибридную войну на Донбассе, в парламенте неоднократно регистрировались антироссийские инициативы. Но большинство из них не были даже рассмотрены. Например, 19 марта 2014 года (на следующий день после официальной аннексии Крыма) депутат Олег Ляшко подал законопроект № 4496 о национализации на территории Украины собственности РФ и ее резидентов. Документ предусматривал национализацию движимого и недвижимого имущества, денежных средств, депозитов, ценных бумаг и других активов или корпоративных прав. Документ был отозван 27 ноября 2014 года в связи с прекращением полномочий Верховной Рады VII созыва.
А 27 июня 2014-го «свободовцы» Игорь Мирошниченко и Александр Мирный подали проект постановления № 4181а об обращении к НБУ с «просьбой» приостановить на территории Украины деятельность филиалов и представительств банков РФ до завершения антитеррористической операции на востоке Украины. Проект также был отозван 27 ноября. Но он и не мог быть принят, поскольку в Украине нет ни филиалов, ни представительств банков РФ. Все российские банки являются либо дочерними структурами банков РФ, либо аффилированы с ними.
В текущем созыве Андрей Парубий (сейчас он спикер парламента) и еще два депутата от «Народного Фронта» – экс-замглавы СБУ Андрей Левус и экс-замминистра внутренних дел Николай Величкович 9 апреля 2015 года (накануне первой годовщины начала АТО на Донбассе) подали проект постановления № 2624 о проведении инвентаризации имущества в Украине, принадлежащего РФ и ее резидентам. Этот документ не был рассмотрен.
А когда парламент в 2015 году принял закон, согласно которому принадлежащие россиянам компании в Украине не могут заниматься лицензированными видами деятельности, банки не подпадали под его действие.
Таким образом, вопрос запрета работы российских банков всегда обсуждался лишь на уровне политических заявлений. Единственные «санкции» в последние два года выражались лишь в атаках вандалов на отделения банков.
Бизнес-подход
В Нацбанке настаивают, что у них нет правовых и экономических оснований для выведения с рынка банков с российским капиталом. «Чтобы ограничить работу банков с российским капиталом, нужна политическая воля. За соответствующий законопроект должна проголосовать Верховная Рада или соответствующее решение должен принять СНБОУ, – говорится в сообщении Нацбанка. – Поэтому депутаты абсолютно законно могут ограничить работу банков с российским капиталом самостоятельно, а не требовать от НБУ действовать вне правового поля».
НБУ пояснил, что речь идет о пяти банках с государственным российским капиталом: Проминвестбанк , Сбербанк , принадлежащий ему ВиЭс Банк , а также ВТБ Банк и принадлежащий ему БМ Банк . «С 2014 по 2016 год доля этих банков в активах банковской системы выросла с 10,7% до 12,3%. Но активы растут, так как большая их часть номинирована в иностранной валюте», – пояснила заместитель главы НБУ Катерина Рожкова.
По ее словам, вопрос Нацбанка – это финансовая стабильность и соблюдение банками требований НБУ. «Все остальные вопросы лежат в политической сфере, поэтому пусть они там и разрешаются», – заявила она.
Росбанки не нуждаются в поддержке НБУ: за последний год их задолженность по рефинансированию НБУ сократилась в 12 раз – до 200 млн грн на 1 марта (это задолженность Проминвестбанка). «Это меньше 0,5% от общего объема рефинансирования, предоставленного Нацбанком платежеспособным банкам», – подсчитали в НБУ.
Доля средств физических лиц с начала 2014 года по настоящее время в этих банках уменьшилась с 9,3% до 5,8% (23,6 млрд грн), а юридических – с 8,3% до 3,3% (15,5 млрд грн). Поэтому НБУ все еще «пристально отслеживает ситуацию в банках с капиталом российского происхождения». С 2014-го в каждом из банков работает куратор НБУ, и «регулятор имеет инструменты и меры влияния для реагирования на неправомерные действия со стороны этих банков».
Фонд гарантирования вкладов физлиц не хочет принимать к себе российские банки. «Мы не рады приходу в Фонд вообще никаких банков. А вопрос российских банков лежит в сфере политики», – говорит заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик.
В банках с российским капиталом вчера не смогли прокомментировать намерения депутатов.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!