Расширить сферу влияния президента удалось без внесения изменений в Конституцию

Коалиция смогла расширить полномочия президента Виктора Януковича без внесения изменений в Конституцию. Об этом Ъ сообщили источники, близкие к главе государства.
Произошло это в рамках принятия в июле закона ‘Об основах внутренней и внешней политики’, в котором депутаты дали расширенное определение понятия национальной безопасности, отнеся к касающимся ее вопросам процессы во всех сферах жизни, начиная от культурной и заканчивая фондовыми рынками.
Расширение полномочий президента Виктора Януковича, которое осталось незамеченным оппозицией, в администрации президента называют ‘спецоперацией’. ‘Странно, что ее никто не заметил’,– сказал Ъ источник в администрации президента. Как стало известно Ъ, перед рассмотрением закона ‘Об основах внутренней и внешней политики’ во втором чтении (см. Ъ от 16 июля) народный депутат Валерий Писаренко (БЮТ; входит в так называемую ‘группу Портнова’ – заместителя главы администрации президента Андрея Портнова) внес поправку, которой предложил внести изменения в закон ‘О национальной безопасности’, а именно – уточнить определение понятия ‘национальная безопасность’.
Учитывая, что принятие закона проходило вечером в практически пустом сессионном зале и в отсутствие депутатов оппозиции, на эту поправку, занесенную в ‘переходные положения’, мало кто обратил внимание. В то же время именно благодаря ей можно говорить, что Виктор Янукович получил всю полноту власти в стране. Теперь, используя новое определение понятия ‘национальная безопасность’ (см. справку), президент имеет право влиять на принятие решений во всех сферах жизни. Например, предупреждать и нейтрализовывать реальные и потенциальные угрозы национальным интересам в сферах ‘культурного развития населения, обеспечения свободы слова’ или ‘монетарной и валютной политики’.
Инструментом влияния является Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). Как известно, ст. 107 Конституции закрепляет право ‘координировать и контролировать деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны’ за Совбезом, который в свою очередь является координационным органом при президенте. Возглавляет СНБО глава государства, он же формирует его персональный состав. Кроме того, президент ‘направляет деятельность и осуществляет общее руководство СНБО’, а также ‘дает поручения членам СНБО, связанные с выполнением возложенных на него функций’. Решения Совбеза вводятся в действие указами главы государства.
В комитете Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны Ъ подтвердили, что вопрос о расширении определения понятия национальной безопасности обсуждался и члены комитета позитивно оценили эту инициативу. Советник президента, секретарь комитета Юрий Самойленко (Партия регионов) объяснил, что внесение изменений продиктовано вызовами, которые стоят сейчас перед государством. Вместе с тем он подчеркнул, что члены комитета ‘не обсуждали это в ракурсе расширения полномочий президента’. ‘Хотя мое личное мнение – в стране должен быть один хозяин,– заявил он Ъ.– Но при этом президент не выходит за рамки Конституции, поскольку СНБО может только давать рекомендации, координировать и контролировать, но не указывать и не исполнять’.
Автор поправки Валерий Писаренко утверждает, что цели расширить полномочия президента он перед собой не ставил. ‘Уже давно во всех европейских странах к государственной безопасности в первую очередь относят не защиту границ, а защиту экономики. Поэтому цель этой поправки – определить границы, где заканчивается национальная безопасность, для того чтобы СНБО мог заниматься вопросами, действительно связанными с ней’,– сказал Ъ господин Писаренко.
В оппозиции уверены, что ‘тенденция к расширению полномочий президента налицо’. ‘Они (власть.–Ъ) все время пытаются законами сделать Украину де-факто президентско-парламентской республикой’,– заявил Ъ первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правосудия Юрий Кармазин (‘Наша Украина–Народная самооборона’). Впрочем, к радикальным действиям в оппозиции пока не готовы. ‘Оппозиция собирается противодействовать искусственному расширению полномочий президента, но, к сожалению, на сегодняшний день мы практически лишены каких-либо возможностей эффективной борьбы с властью, кроме апеллирования непосредственно к обществу’,– сказал Ъ народный депутат Сергей Власенко (БЮТ).
Елена Геда

Коалиция смогла расширить полномочия президента Виктора Януковича без внесения изменений в Конституцию. Об этом Ъ сообщили источники, близкие к главе государства.

Произошло это в рамках принятия в июле закона ‘Об основах внутренней и внешней политики’, в котором депутаты дали расширенное определение понятия национальной безопасности, отнеся к касающимся ее вопросам процессы во всех сферах жизни, начиная от культурной и заканчивая фондовыми рынками.

Расширение полномочий президента Виктора Януковича, которое осталось незамеченным оппозицией, в администрации президента называют ‘спецоперацией’. ‘Странно, что ее никто не заметил’,– сказал Ъ источник в администрации президента. Как стало известно Ъ, перед рассмотрением закона ‘Об основах внутренней и внешней политики’ во втором чтении (см. Ъ от 16 июля) народный депутат Валерий Писаренко (БЮТ; входит в так называемую ‘группу Портнова’ – заместителя главы администрации президента Андрея Портнова) внес поправку, которой предложил внести изменения в закон ‘О национальной безопасности’, а именно – уточнить определение понятия ‘национальная безопасность’. 

Учитывая, что принятие закона проходило вечером в практически пустом сессионном зале и в отсутствие депутатов оппозиции, на эту поправку, занесенную в ‘переходные положения’, мало кто обратил внимание. В то же время именно благодаря ей можно говорить, что Виктор Янукович получил всю полноту власти в стране. Теперь, используя новое определение понятия ‘национальная безопасность’ (см. справку), президент имеет право влиять на принятие решений во всех сферах жизни. Например, предупреждать и нейтрализовывать реальные и потенциальные угрозы национальным интересам в сферах ‘культурного развития населения, обеспечения свободы слова’ или ‘монетарной и валютной политики’. 

Инструментом влияния является Совет национальной безопасности и обороны (СНБО). Как известно, ст. 107 Конституции закрепляет право ‘координировать и контролировать деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны’ за Совбезом, который в свою очередь является координационным органом при президенте. Возглавляет СНБО глава государства, он же формирует его персональный состав. Кроме того, президент ‘направляет деятельность и осуществляет общее руководство СНБО’, а также ‘дает поручения членам СНБО, связанные с выполнением возложенных на него функций’. Решения Совбеза вводятся в действие указами главы государства. 

В комитете Верховной рады по вопросам нацбезопасности и обороны Ъ подтвердили, что вопрос о расширении определения понятия национальной безопасности обсуждался и члены комитета позитивно оценили эту инициативу. Советник президента, секретарь комитета Юрий Самойленко (Партия регионов) объяснил, что внесение изменений продиктовано вызовами, которые стоят сейчас перед государством. Вместе с тем он подчеркнул, что члены комитета ‘не обсуждали это в ракурсе расширения полномочий президента’. ‘Хотя мое личное мнение – в стране должен быть один хозяин,– заявил он Ъ.– Но при этом президент не выходит за рамки Конституции, поскольку СНБО может только давать рекомендации, координировать и контролировать, но не указывать и не исполнять’. 

Автор поправки Валерий Писаренко утверждает, что цели расширить полномочия президента он перед собой не ставил. ‘Уже давно во всех европейских странах к государственной безопасности в первую очередь относят не защиту границ, а защиту экономики. Поэтому цель этой поправки – определить границы, где заканчивается национальная безопасность, для того чтобы СНБО мог заниматься вопросами, действительно связанными с ней’,– сказал Ъ господин Писаренко. 

В оппозиции уверены, что ‘тенденция к расширению полномочий президента налицо’. ‘Они (власть.–Ъ) все время пытаются законами сделать Украину де-факто президентско-парламентской республикой’,– заявил Ъ первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правосудия Юрий Кармазин (‘Наша Украина–Народная самооборона’). Впрочем, к радикальным действиям в оппозиции пока не готовы. ‘Оппозиция собирается противодействовать искусственному расширению полномочий президента, но, к сожалению, на сегодняшний день мы практически лишены каких-либо возможностей эффективной борьбы с властью, кроме апеллирования непосредственно к обществу’,– сказал Ъ народный депутат Сергей Власенко (БЮТ). 

Елена Геда

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *