Фонд госимущества сократил отчисления в бюджет и предоставил ложную информацию Счетной палате
В Счетной палате проанализировали отчет Фонда государственного имущества за 2019 год в части влияния на выполнение государственного бюджета и пришли к выводам, что доходы в бюджет от деятельности фонда неуклонно сокращаются, а сам отчет содержит ложную и неполную информацию.
Об этом редакция 368.media узнала из отчета Счетной палаты по результатам анализа отчета из ФГИУ.
В частности, если в 2017 году Фонд перечислил в госбюджет почти 5,4 млрд гривен, то в 2018-м уже почти 3,4 млрд, а в 2019-м — менее трех миллиардов гривен. В 2019 году поступило более 1,5 млрд гривен от аренды государственного имущества, 840 млн гривен от уплаты дивидендов и 549 млн гривен от приватизации государственного имущества. На 29,6% превышена плановая прибыть от аренды имущества — согласно плану, было 1,2 млрд гривен.
В ФГИУ под руководством Дмитрия Сенниченко похвастались, что на 31,8% превысили план поступлений по дивидендам на корпоративные права государства и отчисления части чистой прибыли предприятий, находящихся в управлении фонда хозяйственных обществ, однако в 2018 году по этой статье перечислили в бюджет почти 1,7 млрд гривен — в 2019 году таким образом году деятельность Фонда госимущества наоборот привела к уменьшению указанных поступлений почти в два раза по сравнению с 2018 году.
Все гораздо хуже с приватизацией государственного имущества. Бюджетом на 2019 год были предусмотрены поступления в 17,1 млрд гривен, но, когда стало ясно, что данной цифры достигнуть нереально, в конце ноября 2019-го Кабмин уменьшил ее до 700 млн гривен, более чем в 24 раза. Но и с этим показателем в ФГИУ не справились, перечислив всего почти 549,5 млн гривен. Причины такой неудачи в отчете ФГИУ не указаны.
Более того, даже цифра в менее чем три миллиарда гривен общих поступлений указана не совсем корректно — в ФГИУ «забыли» учесть невыполнение фондом задач по приватизации в сумме 16,4 млрд гривен, повлекшее увеличение нагрузки на госбюджет и рост госдолга.
В остальных данных, предоставленных ФГИУ в отчете также множество неточностей — указано, что в управление фонда переданы 72 единых имущественных комплекса предприятий для последующей приватизации, однако правительство в 2019 году передало ФГИУ всего 25 комплексов, а в 2020-м — еще 19.
При этом, что касается объектов из перечня «большой» приватизации, то провал их продажи в ФГИУ связывают как раз с действиями, а вернее бездействием Кабмина. В фонде указали, к примеру, что еще 22 февраля 2019-го передали на рассмотрение распоряжения об определении советников для предоставления услуг по подготовке к приватизации и продаже пакетов акций: АО «Херсонская ТЭЦ», АО «Днепровская ТЭЦ», АО «Криворожская теплоцентраль» и ГП «Северодонецка теплоэлектроцентраль», которые правительством не приняты, несмотря на включение указанных предприятий в перечень объектов «большой» приватизации как на 2019-й, так и на 2020-й годы.
В отчете указано, что вопросы подготовки этих объектов к продаже будут решены после принятия окончательного решения по их передаче в коммунальную собственность или АО «НАК «Нафтогаз Украины», но по закону решение о приватизации объекта, который включен в перечень объектов государственной собственности, подлежащих приватизации, принимается государственными органами приватизации путем издания приказа не позднее 30 дней с дня включения в перечень объектов, подлежащих приватизации.
Еще интереснее с объектами «малой» приватизации. По данным отчета ФГИУ, в течение 2019 года выставлены на электронные аукционы 454 объекта малой приватизации (47,6% от запланированного объема), из которых продано 373 (39,1% от запланированного объема) на общую сумму 613,3 млн гривен при суммарной стартовой цене в 425,6 млн гривен. Еще 38 объектов на сумму 46,7 млн гривен продано путем выкупа. Общая сумма дохода от продажи объектов малой приватизации составляет таким образом почти 660 млн гривен, однако в поданной ФГИУ справке о поступлении и перечислении средств, полученных от приватизации государственного имущества за январь-декабрь 2019-го указана сумма в 622,1 млн гривен, куда пропали почти 37,9 млн гривен в фонде не пояснили.
В Счетной палате констатировали, что, поскольку объем реализации в течение 2019 года объектов малой приватизации обеспечен лишь на 43,1%, а продажа крупных объектов вообще не состоялась, в фонде не приняли нужных мер по выполнению по продаже государственного имущества.
Более того, статистическая информация, указанная в отчете, не позволяет проанализировать эффективность результатов аукционов по продаже объектов. В частности, по данным ФГИУ, только 71 объект, или 19% от общего количества, по результатам аукционов реализовали с увеличением стартовой цены, но при этом не указаны причины, а между тем объекты зачастую продавали со снижением стартовой цены. В результате проведения таких аукционов от реализации 250 объектов (более 67% от общего количества реализованных) получили всего 220 млн гривен, менее 90% гот их суммарной стартовой цены в 244,8 млн гривен.
Не очень обстоят дела и со штрафными санкциями за невыполнение условий договоров купли-продажи объектов. В 2019 году таких штрафов начислили в сумме на 99,3 тыс. долларов, и эти штрафы погашены, а вот штрафы в гривне — нет, из 2,1 млн гривен штрафов уплатили только 429,6 тыс. гривен. Почему так получилось в отчете ФГИУ не сказано, зато указано, что «в 2019 году по решениям судов штрафные санкции не начислялись, уплата штрафных санкций не осуществлялась».
Не все в порядке в отчете с перечнем действующих договоров аренды госимущества. К примеру, в течение 2019 года Фонд заключил 2519 таких договоров, а в отчете фонда указана цифра на 181 договор меньше. Бюджетные же учреждения заключили 901 договор аренды имущества, а в отчете ФГИУ их более 4,4 тыс. Кроме того, в отчете содержится информация о 841 договоре аренды, срок действия которых завершился еще в 2008-2018 годах, и даже об одном со сроком до 1939 года, которые указаны как действующие.
Интересно также, что, по сравнению с 2018 годом, общее количество предприятий, которые учитываются в Реестре корпоративных прав государства, уменьшилось на 29 единиц, но при этом в отчете ФГИУ указано, что их общее количество сократилось на 34 единицы, а взяты на учет шесть. Разница в одно предприятие так и не объяснили.
В отчете сказано, что по состоянию на 1 января 2020 бездокументарную форму акций имели 112 АО, из которых в 58 государство является держателем контрольного пакета акций, однако эти данные не соответствуют данным реестров корпоративных прав государства, в соответствии с которыми всего таких акционерных обществ 158.
Стоит также отметить, что одним из направлений, по которым фонд отчитывается о работе по управлению корпоративными правами государства, является утверждение финансовых планов. При этом анализ этих данных показал, что из 107 АО, в уставном капитале которых более 50% акций прямо или косвенно принадлежит государству в лице ФГИУ и его региональных отделений, утверждали финансовые планы проводили только 49 предприятий.
Кроме того, в отчете ФГИУ говорится о 69 предприятиях, в которых контрольная доля принадлежит государству и которые не ведут хозяйственную деятельность, пребывают в состоянии ликвидации, банкротства и прекращения юридического лица, а также расположены на оккупированной территории. Эта информация также не соответствует данным Реестра корпоративных прав государства, в котором указано 60 таких предприятий.+
В целом, согласно выводам специалистов Счетной палаты, из-за отражения в отчете ФГИУ неполной информации или же вообще отсутствия необходимых данных провести анализ деятельности фонда в принципе невозможно.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!