Коллапс в аэропортах: Кто виноват и что делать

Пока власть кивает на субъектов хозяйствования, эксперты указывают, что у нее достаточно рычагов воздействия на туроператоров и авиаперевозчиков. А пока власть не может разобраться, застрявшим в аэропортах туристам советуют собирать справки и идти в суд.

Надо было штрафовать

Из Анталии в Украину в ночь на 12 июля вернулись 524 украинца. Они прибыли в аэропорты Киева Винницы и Ровно.

«Хорошо, что таки вернулись. Но такая история не должна бы повторяться», – написал в Twitter представитель Министерства иностранных дел Украины Василий Кирилич.

Ранее эти рейсы с украинцами на борту не смогли вовремя вылететь из Турции в Украину из-за недоразумений между авиаперевозчиком и туроператором. А в МИД отмечали, что авиаперевозчик и туроператор должны самостоятельно урегулировать ситуацию с недоразумениями между ними.

«Консул не имеет полномочий обязать стороны конфликта урегулировать ситуацию. Решить этот вопрос могут и должны стороны, которые брали на себя обязательства предоставить пакет достойных туристических услуг гражданам Украины», – пояснял Кирилич.

Однако эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов отмечает, что существуют штрафы за задержки рейсов, согласно Воздушному кодексу, а засудить авиакомпанию можно по факту жалобы пассажира.

Напомним, что информация о массовых задержках авиарейсов с вылетом туристов на отдых и их возвращением обратно на родину начала появляться с 27 июня. Сначала стало известно, что более 900 украинских туристов несколько суток не могут вылететь из Туниса домой. Аналогичная ситуация возникла с возвращением туристов из Грузии. Проблемы возникли также у украинцев, которые отдыхали в Албании и на испанской Мальорке. Так же украинцы не могли вылететь из Вены.

Глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что во избежание подобных ситуаций, он «вводит эффективный рынок с элементами государственного регулирования и контроля».

Министр сообщил, что Мининфраструкртуры, МИД и Минэкономразвития проводят совещание с туроператорами и авиакомпаниями. Дескать, Минэкономразвития, в ведении которого находятся компании-туроператоры, пересмотрит и отменит лицензии туроператоров, которые не выполняют свои обязательства. А Госавиаслужба, подчиняющаяся Мининифраструктуры, усилит контроль за лицензиями авиакомпаний, выполнением ими регулярных и чартерных маршрутов, технического состояния и состояния салона самолетов.

Об этом Владимир Омелян заявил 29 июня, а транспортный кризис только начал нарастать, и тогда высказался министр иностранных дел Павел Климкин, пообещав, что государство усилит ответственность компаний.

«Компании, которые вызвали туристический коллапс, должны за это ответить. Тщательный и всесторонний аудит должен выяснить, почему они не выполняют условия лицензий и вообще, способны ли их выполнять. И делать это необходимо не когда-нибудь, а прямо сейчас», – написал министр у себя в Facebook 2 июля.

Он констатировал, что сотни соотечественников из-за недобросовестности авиаперевозчиков и туроператоров попали в ловушку за границей. Но это только половина проблемы – не меньшее количество людей по нескольку дней не могут вылететь из Украины. Заявления министров ничего не изменили – задержки рейсов продолжились.

На государство надейся, а сам не плошай

В начале июля столичные «Жуляны» оказались переполненными из-за задержек рейсов по курортным направлениям. Одновременно в аэропорту могло находиться около 800 человек с 4-5 задержанных рейсов. Аэропорт конструктивно не приспособлен принять такое количество пассажиров с комфортом, а многие люди были с детьми.

Вячеслав Коновалов отмечает: « Хотя у нас есть Воздушный кодекс, воздушная служба бесхребетна. Оповещать о том, что идет задержка рейса, в аэропорту должна специальная служба авиаперевозчика. Должна быть будка на территории аэропорта, из которой служба будет говорить о задержке рейса. Но, судя по всему, Госавиаслужба «всем, кому должна, прощает».

Отметим, что 11 июля самолет, летевший из Анталии в «Жуляны» совершил аварийную посадку в «Борисполе». Сообщалось, что в двигатель попала птица. А из-за аварийной посадки самолета оказались задержаны рейсы, которые он должен был совершить.

Примечательно, что за неделю до этого, другой самолет, совершивший аварийную посадку, погрузили на трейлер и увезли из аэропорта «Жуляны», где он лежал на виду у пассажиров с отломанными при посадке шасси с 14 июня.

Эксперты отмечают проблемы с пассажирским авиапарком. Руководитель туроператора Itravel Никита Плясов отмечает, что одна из причин туристического коллапса с задержкой рейсов – устаревшие авиалайнеры, которые выполняют эти рейсы.

«Самолеты используются достаточно старые, что не мешает некоторым украинским туроператором продолжать их использовать – ведь такие туристические направления, как Тунис, Турция и Египет пользуются у украинцев большим спросом», – заявил он.

По его словам, многие компании в погоне за низкой ценой эксплуатируют авиалайнеры практически на износ. А каждая поломка вызывает череду задержек рейсов.

Директор украинского «Центра развития туризма» Владимир Царук также кивает на авиаперевозчиков.

«Задержки рейсов происходили, в частности, по причине того, что самолет одной авиакомпании вышел за пределы полосы, а у другой авиакомпании самолет был технически неисправным. В аэропортах не давали людям ни воду, ни питание, поскольку за границей нет представителей этих чартерных авиакомпаний. Ответственность авиакомпаний за срыв чартерных рейсов должна быть прописана в законе», – пояснил он.

Впрочем, эксперты признают и чрезмерное увеличение потока туристов из-за демпинга со стороны туроператоров. Так, директор туроператора TEZ Tour Александр Новиковский заявил в СМИ, что туроператоры часто прибегают к демпингу. Дескать, снижение цены на поездку в Турцию или Египет до 250 долларов порой позволяет поднять спрос на такой тур в 6 раз. При этом туристов привлекают не только ценами, но и услугами, которые в реальности не оказываются.

«Ответственность лежит на операторе. Он не может рассчитать свои силы, привлекает больше туристов, чем реально может вывезти», – пояснил эксперт.

По словам Новиковского, государство должно быстро реагировать и жестко наказывать туроператоров, которые допустили, что их клиенты остались на несколько суток в аэропорту.

Пока государство не разобралось с недобросовестными туроператорами и авиаперевозчиками, туристам приходится самим заботиться о себе.

Юрист Ростислав Кравец советует попавшим в переделку туристам собрать все возможные документы на месте, в аэропорту. Пострадавший путешественник получить справку в аэропорту об отсутствии борта. В справке должна быть указана причина отказа или переноса вылета. По словам юриста, полезно также взять справку о том, по какой причине в аэропорту не предоставили питание.

«Максимально, как можно больше нужно собрать документов, чтобы потом обратиться в суд о возмещении убытков – материальных и моральных», – подчеркнул Кравец.

Тарас Корпан, Golos.UA

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *