Коллапс в аэропортах: Кто виноват и что делать
Пока власть кивает на субъектов хозяйствования, эксперты указывают, что у нее достаточно рычагов воздействия на туроператоров и авиаперевозчиков. А пока власть не может разобраться, застрявшим в аэропортах туристам советуют собирать справки и идти в суд.
Надо было штрафовать
Из Анталии в Украину в ночь на 12 июля вернулись 524 украинца. Они прибыли в аэропорты Киева Винницы и Ровно.
«Хорошо, что таки вернулись. Но такая история не должна бы повторяться», – написал в Twitter представитель Министерства иностранных дел Украины Василий Кирилич.
Ранее эти рейсы с украинцами на борту не смогли вовремя вылететь из Турции в Украину из-за недоразумений между авиаперевозчиком и туроператором. А в МИД отмечали, что авиаперевозчик и туроператор должны самостоятельно урегулировать ситуацию с недоразумениями между ними.
«Консул не имеет полномочий обязать стороны конфликта урегулировать ситуацию. Решить этот вопрос могут и должны стороны, которые брали на себя обязательства предоставить пакет достойных туристических услуг гражданам Украины», – пояснял Кирилич.
Однако эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов отмечает, что существуют штрафы за задержки рейсов, согласно Воздушному кодексу, а засудить авиакомпанию можно по факту жалобы пассажира.
Напомним, что информация о массовых задержках авиарейсов с вылетом туристов на отдых и их возвращением обратно на родину начала появляться с 27 июня. Сначала стало известно, что более 900 украинских туристов несколько суток не могут вылететь из Туниса домой. Аналогичная ситуация возникла с возвращением туристов из Грузии. Проблемы возникли также у украинцев, которые отдыхали в Албании и на испанской Мальорке. Так же украинцы не могли вылететь из Вены.
Глава Мининфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что во избежание подобных ситуаций, он «вводит эффективный рынок с элементами государственного регулирования и контроля».
Министр сообщил, что Мининфраструкртуры, МИД и Минэкономразвития проводят совещание с туроператорами и авиакомпаниями. Дескать, Минэкономразвития, в ведении которого находятся компании-туроператоры, пересмотрит и отменит лицензии туроператоров, которые не выполняют свои обязательства. А Госавиаслужба, подчиняющаяся Мининифраструктуры, усилит контроль за лицензиями авиакомпаний, выполнением ими регулярных и чартерных маршрутов, технического состояния и состояния салона самолетов.
Об этом Владимир Омелян заявил 29 июня, а транспортный кризис только начал нарастать, и тогда высказался министр иностранных дел Павел Климкин, пообещав, что государство усилит ответственность компаний.
«Компании, которые вызвали туристический коллапс, должны за это ответить. Тщательный и всесторонний аудит должен выяснить, почему они не выполняют условия лицензий и вообще, способны ли их выполнять. И делать это необходимо не когда-нибудь, а прямо сейчас», – написал министр у себя в Facebook 2 июля.
Он констатировал, что сотни соотечественников из-за недобросовестности авиаперевозчиков и туроператоров попали в ловушку за границей. Но это только половина проблемы – не меньшее количество людей по нескольку дней не могут вылететь из Украины. Заявления министров ничего не изменили – задержки рейсов продолжились.
На государство надейся, а сам не плошай
В начале июля столичные «Жуляны» оказались переполненными из-за задержек рейсов по курортным направлениям. Одновременно в аэропорту могло находиться около 800 человек с 4-5 задержанных рейсов. Аэропорт конструктивно не приспособлен принять такое количество пассажиров с комфортом, а многие люди были с детьми.
Вячеслав Коновалов отмечает: « Хотя у нас есть Воздушный кодекс, воздушная служба бесхребетна. Оповещать о том, что идет задержка рейса, в аэропорту должна специальная служба авиаперевозчика. Должна быть будка на территории аэропорта, из которой служба будет говорить о задержке рейса. Но, судя по всему, Госавиаслужба «всем, кому должна, прощает».
Отметим, что 11 июля самолет, летевший из Анталии в «Жуляны» совершил аварийную посадку в «Борисполе». Сообщалось, что в двигатель попала птица. А из-за аварийной посадки самолета оказались задержаны рейсы, которые он должен был совершить.
Примечательно, что за неделю до этого, другой самолет, совершивший аварийную посадку, погрузили на трейлер и увезли из аэропорта «Жуляны», где он лежал на виду у пассажиров с отломанными при посадке шасси с 14 июня.
Эксперты отмечают проблемы с пассажирским авиапарком. Руководитель туроператора Itravel Никита Плясов отмечает, что одна из причин туристического коллапса с задержкой рейсов – устаревшие авиалайнеры, которые выполняют эти рейсы.
«Самолеты используются достаточно старые, что не мешает некоторым украинским туроператором продолжать их использовать – ведь такие туристические направления, как Тунис, Турция и Египет пользуются у украинцев большим спросом», – заявил он.
По его словам, многие компании в погоне за низкой ценой эксплуатируют авиалайнеры практически на износ. А каждая поломка вызывает череду задержек рейсов.
Директор украинского «Центра развития туризма» Владимир Царук также кивает на авиаперевозчиков.
«Задержки рейсов происходили, в частности, по причине того, что самолет одной авиакомпании вышел за пределы полосы, а у другой авиакомпании самолет был технически неисправным. В аэропортах не давали людям ни воду, ни питание, поскольку за границей нет представителей этих чартерных авиакомпаний. Ответственность авиакомпаний за срыв чартерных рейсов должна быть прописана в законе», – пояснил он.
Впрочем, эксперты признают и чрезмерное увеличение потока туристов из-за демпинга со стороны туроператоров. Так, директор туроператора TEZ Tour Александр Новиковский заявил в СМИ, что туроператоры часто прибегают к демпингу. Дескать, снижение цены на поездку в Турцию или Египет до 250 долларов порой позволяет поднять спрос на такой тур в 6 раз. При этом туристов привлекают не только ценами, но и услугами, которые в реальности не оказываются.
«Ответственность лежит на операторе. Он не может рассчитать свои силы, привлекает больше туристов, чем реально может вывезти», – пояснил эксперт.
По словам Новиковского, государство должно быстро реагировать и жестко наказывать туроператоров, которые допустили, что их клиенты остались на несколько суток в аэропорту.
Пока государство не разобралось с недобросовестными туроператорами и авиаперевозчиками, туристам приходится самим заботиться о себе.
Юрист Ростислав Кравец советует попавшим в переделку туристам собрать все возможные документы на месте, в аэропорту. Пострадавший путешественник получить справку в аэропорту об отсутствии борта. В справке должна быть указана причина отказа или переноса вылета. По словам юриста, полезно также взять справку о том, по какой причине в аэропорту не предоставили питание.
«Максимально, как можно больше нужно собрать документов, чтобы потом обратиться в суд о возмещении убытков – материальных и моральных», – подчеркнул Кравец.
Тарас Корпан, Golos.UA
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!