Монетарная политика НБУ в 2022 году: удалось ли сохранить контроль за инфляцией и насколько удачными были решения?
В начале полномасштабной войны мы видели максимальную поддержку действий НБУ.
И это неудивительно – благодаря оперативным и профессиональным шагам удалось сохранить устойчивость финансовой системы страны, победившей для каждого.
Второй этап монетарной политики, включающий повышение учетной ставки до 25%, уменьшение эмиссионного финансирования дефицита бюджета и корректировку курса с последующей фиксацией, поддерживался многими. В то же время в последнее время усилилась критика, что будто эти шаги не имели и не будут влиять на инфляцию в условиях преобладания “немонетарных факторов” среди ее катализаторов, и только препятствуют экономическому росту.
Хочется перевести эту дискуссию с уровня академических категорий (инфляция спроса, инфляция затрат, потребление, сбережения, потенциальный выпуск и т.п.) в практическое сравнение и логику принятия решений экономическими агентами.
Действительно ли инфляция остается контролируемой?
Если коротко – да. Все аргументы адептов “инфляции издержек” и отсутствия “избыточного спроса в экономике” разбиваются при сравнении инфляции в Украине и других странах региона Центральной и Восточной Европы.
Инфляция в отдельных странах ЦВЕ, г/г, ноябрь 2022 г.
Этот график подтверждает тот простой факт – Национальному банку вместе с правительством (большинство административно-регулируемых цен, в т.ч. на жилищно-коммунальные услуги, остались неизменными) удалось сохранить контроль над инфляцией не просто в условиях полномасштабной войны, а еще и глобальной. ускорение инфляции .
На другом полюсе монетарной политики находится Турция, в которой без войны, но в условиях слишком мягкой монетарной политики при росте инфляции, последняя по итогам ноября 2022 ускорилась 84%. Сторонники “производительной эмиссии” и “теории доступных кредитов” могут отрицать, что реальный ВВП Турции при этом растет на уровне около 7% за последние два года. Но проблема такого подхода как раз и состоит в том, что его положительное влияние распределено между экономическими агентами крайне неравномерно (далеко не все граждане заняты в экспортоориентированных отраслях), к тому же потребность в постоянном повышении размера минимальной ЗП (возросла вдвое за последний год при падении лиры в 2,1 раза за последние 18 месяцев).
Возможны ли низкие ставки в текущих условиях?
Если коротко – нет. Перехитрить экономические законы невозможно. Из-за высокой инфляции низких ставок в экономике быть не может, или, если и может, то недолго, и по итогу это дорого обойдется экономике. Для того, чтобы разобраться, целесообразным ли было повышение учетной ставки до 25% и сохранение ее на этом уровне следует смоделировать ситуацию, в которой НБУ до сих пор сохранял бы учетную ставку неизменной, на уровне 10%.
Так, одним из аргументов о якобы недейственности монетарной трансмиссии является тезис о сокращении объемов депозитов населения на 0,6%, несмотря на повышение ставок. Но, по-моему, если посмотреть на внутренние условия (полномасштабная война, рост инфляции выше 25% и сокращение реального ВВП на треть), то, что срочные депозиты в банковской системе остались практически неизменными является большой победой для финансового фронта. Какова бы их динамика в случае неизменности ставок? -10% -15% или -20%? И главное, куда бы перетекали эти средства? В первую очередь – на валютный рынок.
Если бы НБУ не обращал внимания на такие “абстрактные вещи” как потеря доверия, ухудшение инфляционных и девальвационных ожиданий, это привело бы к вполне конкретным последствиям в виде дополнительного роста спроса на иностранную валюту и соответственно существенной девальвации курса гривны к доллару США и значительно высшей инфляции.
Аргумент по отсутствию рыночных ориентиров стоимости государственных заимствований тоже выглядит сомнительным, поскольку после возобновления работы вторичного рынка ОВГЗ их доходность (за счет снижения цены) колеблется в пределах 20-25%. Если бы учетная ставка сохранялась на уровне 10%, а доходности по ОВГЗ – на уровне 12-14%, практически все объемы выпуска новых ОВГЗ пришлось бы выкупать Национальному банку, тогда как доходность на вторичном рынке могла бы быть даже выше из-за разбалансирования ожиданий. и потерю доверия к тому, что инфляция хоть когда-нибудь вернется к цели 5%.
К сомнительным также можно отнести теорию, что понижение учетной ставки создаст предпосылки для “бума” кредитования. В экономике не бывает “бесплатных обедов”. На практике это реализуется из-за того, что деньги изменяют свою стоимость во времени. Да, даже в нормальных условиях (низкая и стабильная инфляция) одна гривна сегодня стоила бы больше (имела бы большую покупательную способность), чем одна гривна через месяц или год.
Если мы принимаем такую логику, то при условии, когда инфляция на условном горизонте действия кредитного договора составляет 25%, а ставка по кредиту – 10%, кто-то должен компенсировать кредитору потерю покупательной способности от такой “инвестиции”. Очевидно, что такая ситуация полностью устраивает потенциальных заемщиков, однако не устраивает кредиторов. И это в условиях, когда мы вообще не рассматриваем кредитный риск, который трудно прогнозировать в условиях войны. Если даже представить, что подобное кредитование (по ставкам, существенно ниже как текущей, так и будущей инфляции) удалось бы запустить в каких-то ощутимых масштабах, то оно имело бы лишь краткосрочные положительные последствия.
Могут ли решения по монетарной политике быть одинаково полезными для всех?
Любое решение по монетарной политике имеет свои преимущества и недостатки, а в условиях полномасштабной войны выбор свелся к поиску “малейшего зла”. Ключевыми последствиями фиксации обменного курса и стремительного повышения учетной ставки стало сохранение доверия к национальной валюте, то есть гривна не превратилась в “горячую картофелину”, а инфляция осталась в приемлемых пределах для страны в состоянии войны.
Очевидно, что сохранение учетной ставки на уровне 10% или ее несущественное повышение привело бы к постепенной потере доверия и дальнейшему росту спроса на иностранную валюту. Среда низких ставок также вряд ли дала бы толчок существенному оживлению кредитования экономики в условиях войны, ведь спрос на кредиты в таких условиях ограничен, о чем свидетельствует и снижение объемов кредитования даже по “летным” государственным программам. Это с высокой вероятностью привело бы к потере управляемости макроэкономическими процессами и повлекло бы отток депозитов из системы, рост долларизации, потерю доверия к гривне и значительно большую инфляцию, чем мы имеем сегодня. А значит, на ликвидацию последствий такой политики уже в краткосрочной перспективе пришлось бы затраты еще больше ресурсов, чем на поддержание действующих механизмов.
Поэтому, по моему мнению, на текущем этапе политика НБУ оптимальна: мы имеем макроэкономическую стабильность, работающую банковскую систему, стабильность на валютном рынке, прогнозируемую инфляцию, которая начнет уменьшаться в 2023 году, и доверие людей к банкам.
Сегодня каждый понимает, что 2023 будет не простым. Но в то же время я убежден, что Украина победит, и нам удастся сохранить устойчивость финансового сектора, поддерживать кредитование как за счет государственных программ, так и за счет средств банков, а также начать процесс смягчения монетарной политики НБУ (но только при условии, если для этому будут достаточные причины, и такое решение будет усугублять экономику, а не наоборот).
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!