ВХСУ рассказал о практике применения законодательства о железнодорожных перевозках
Хозяйственным судам направлено обзорное письмо с правовыми заключениями ВХСУ, высказанными в спорах, касающихся ж/д перевозок.
Высший хозяйственный суд в письме от 21 мая 2014 года № 01-06/662/2014 рассказал о практике применения хозяйственными судами законодательства о железнодорожных перевозках.
Разъяснено, что введенные приказом Мининфраструктуры от 25 февраля 2011 года № 8 тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними услуги вступили в силу через десять дней после государственной регистрации соответствующего приказа, поскольку вступление в силу нормативно-правовых актов министерств связывается с датой их регистрации, а не с датой обнародования в официальных изданиях. Датой введения в действие тарифов, установленных приказом № 8, является 11.03.2011 г., а потому у железной дороги отсутствовали основания для применения повышенного коэффициента тарифов в период с 01.03.2011 по 10.03.2011 г. (постановление от 21.02.2012 г. № 8/5005/11061/2011 ).
В постанолвении от 28.07.2011 г. № 10/179-10-4651 ВХСУ пришел к выводу, что накладная является обязательной двухсторонней письменной формой соглашения на перевозку груза, заключаемого между отправителем и железной дорогой, поэтому грузополучатель как субъект отношений перевозки имеет право требования и к перевозчику (железной дороге), и к грузоотправителю.
ВХСУ разъяснил, что порядок расчета штрафа за невыполнение плана перевозок установлен пунктом 6.5.3 пункта 6.5 Правил планирования перевозок грузов, согласно которому определяется как количество вагонов, не загруженных по вине железной дороги, что является невыполнением плана перевозок железной дороге, так и количество вагонов, не загруженных по вине отправителя (постановление от 21.06.2012 г. № 9/5005/16419/2011).
Согласно ст. 116 Устава железных дорог Украины начисление штрафа за несвоевременную доставку груза осуществляется в зависимости от количества полных просроченных суток, но не менее двух. При этом, если груз не был вывезен получателем со станции в течение суток после получения уведомления о прибытии груза или если в этот же срок получатель не раскредитирует перевозочные документы на груз, который прибыл, соответствующий штраф не начисляется (постановление от 31.07.2013 г. № 904/352/13-г).
В постановлении ВХСУ от 28.02.2013 г. № 32/177 указано, что при обслуживании подъездного пути предприятием промышленного железнодорожного транспорта договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути заключается железной дорогой с этим предприятием на общих основаниях. В таких случаях плательщиками за пользование вагонами, контейнерами железной дороги являются владельцы подъездных путей, даже и тогда, когда они не являются грузоотправителями или грузополучателями.
Также ВХСУ считает, что обязанность получателя принять от станции груз, прибывший на его адрес, не зависит от наличия или отсутствия плана перевозок в собственных вагонах (постановление от 13.06.2013 г. № 13/5005/8060/2012).
В споре о взыскании платы за пользование вагонами вследствие задержки вагонов на подходах к станции назначения следует учитывать положения пунктов 9, 10, 12 Правил пользования вагонами и контейнерами и принимать во внимание, что такая плата начисляется с момента выдачи приказа о задержке вагонов (постановление от 04.04.2013 г. № 5016/1753/2012(16/83).
По предписаниям ст. 133 Устава железных дорог Украины допускается передача права на предъявление претензий и исков к перевозчику грузополучателем грузоотправителю при условии соблюдения соответствующего порядка совершения переуступочной надписи на документе (постановление от 22.01.2013 г. № 5006/21/63/2012).
Также в обзорном письме указаны такие правовые заключения:
– размер ответственности за недостачу груза по вине железной дороги исчисляется исходя из стоимости груза, определенной на основании счета или другого документа отправителя;
– в случае если вагон является крытым и не является специализированным для перевозки удобрений, железная дорога обязана промыть такой вагон, а грузополучатель – возместить сбор за промывание;
– за всю совокупность неправильных, неточных или неполных сведений, указанных в конкретной накладной, к грузоотправителю может быть применен только один пятикратный размер штрафа, как это предусмотрено ст.ст. 118, 122 Устава железных дорог Украины;
– в случае если спор возник по международной перевозке, сумма штрафа за неправильное, неполное и неточное указание в накладной сведений взимается согласно § 3 ст. 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. Соглашение не содержит запрета относительно уменьшения штрафа, поэтому суды в решении соответствующего спора не лишены права применять положения ст. 233 Хозяйственного кодекса Украины.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!