Убыток банков в июле составил рекордные 3,2 млрд грн
Банки продолжают работать в убыток: в июле они потеряли 3,2 млрд грн. В наибольшей степени это обусловлено проблемами неплатежеспособных банков, а также трудностями в работе учреждений в зоне АТО и девальвацией гривны.
Участники рынка считают, что банки будут наращивать потери.
Большой минус
Украинская банковская система продолжает нести ощутимые потери. В июле банки суммарно получили убыток в размере 3,2 млрд грн, сообщили в НБУ. Эти потери полностью нивелировали прибыльную деятельность системы в I полугодии – в итоге за январь-июль кредитные организации потеряли 2 млрд грн.
Доходы банков в январе-июле 2014 года выросли на 30,8% – до 121,4 млрд грн. В то же время их расходы выросли на 35,7% – до 123,4 млрд грн.
Регулятор объясняет убытки банков продолжающимся острым политическим и экономическим кризисом в стране, а также декларированием временными администраторами реальной ситуации в проблемных банках. «На финансовый результат сектора за январь-июль существенно повлияли убытки банков, которые отнесены к категории неплатежеспособных и в которых функционируют введенные ФГВФЛ временные администрации. Также на состояние банков повлияла вооруженная агрессия и временные перерывы в работе на территории проведения АТО в Донецкой и Луганской областях», – говорится в сообщении регулятора. Без потерь неплатежеспособных банков финансовый результат остальных учреждений пока еще позитивный – 3,2 млрд грн за январь-июль.
Валюта тянет вниз
Банкиры видят несколько причин роста убыточности. Первая – девальвация гривни: с начала года доллар подорожал больше, чем на 5 грн – до 13,3 грн/$. Это увеличило долю проблемных долгов в кредитном портфеле до 10,8%, или 106 млрд грн. Быстрее всего ухудшается обслуживание валютных кредитов (428 млрд грн). «Рост курса валют напрямую влияет на качество обслуживания и погашения долга заемщиками, номинированного в валюте. Заемщик не может или не хочет покупать валюту по высокому курсу и выжидает более благоприятного момента. Это отражается на платежной дисциплине заемщика и требует проведения реструктуризации сделки – изменения графика погашения или введения какого-то льготного периода», – говорит директор департамента риск-менеджмента Укринбанка Юрий Самойленко.
Увеличение просрочек платежей по обслуживанию долга вынуждает банки формировать дополнительные резервы. «Это снижает регулятивный капитал, адекватность которого у многих банков уже находится на предельном уровне выполнения нормативов», – отмечает Юрий Самойленко.
Многие кредитные учреждения начали формировать резервы под возможные потери еще в начале года. С тех пор платежеспособность заемщиков постепенно ухудшается. В I полугодии крупные убытки показали неплатежеспособные банки, в которых работают временные администраторы. В то же время несколько крупных учреждений с иностранным капиталом также получили большой минус. Лидером был Райффайзен Банк Аваль, который потерял 1 млрд грн. Крупные потери зафиксировали также ОТП Банк – 995 млн грн и УкрСиббанк – 437 млн грн.
Убыток не остановить
Банкиры прогнозируют ухудшение ситуации. Резкая девальвация произошла еще весной, однако значительные резервы надо формировать под проблемную задолженность, просрочка по которой превысила 90 дней. Поэтому у многих финучреждений проблемы начали расти, как снежный ком, только в середине лета. «Определенные сложности у клиентов с погашением кредитов мы видим уже сейчас, но стоит понимать, что этот процесс часто носит инерционный характер. Добросовестный заемщик может продолжать погашать кредит даже после существенной девальвации в течение еще нескольких месяцев и лишь потом допускать просрочки платежей или осуществлять платежи меньшими суммами, чем предусмотренные договором. Оценить реальные последствия роста курса для кредитного портфеля можно будет только по результатам года», – считает член правления Фидобанка Роман Шевцив.
Поэтому участники рынка прогнозируют рост убыточности системы, особенно в свете роста курса в августе с 11,7 грн/$ до 13,5 грн/$. «Кредитным организациям крайне невыгодна слабая гривна: в системе огромная «короткая» позиция по валюте, и любая дополнительная девальвация приводит к немедленным убыткам банков. Это не считая растущих невозвратов по валютным кредитам», – отмечает начальник управления корпоративных финансов УкрСиббанка Сергей Ягнич.
Елена Губарь
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!