Что опаснее для России – санкции или падение цен нефть?
Девальвация рубля сильно скажется на исполнении бюджета РФ в этом году и уровне инфляции в дальнейшем. Зависимость страны от нефтегазовых доходов только нарастает: экономика на грани рецессии, инвесторы распродают активы на фоне того, что США и ЕС обвиняют Путина в поддержке повстанцев на Украине.
Правительство говорит о заморозке цен на социально значимые продукты и выставляет на продажу традиционные ресурсы Сибири, не попавшие под санкции.
‘Российской экономике часто приходится расплачиваться за свою однобокость, – пишет колумнист Forbes Кеннет Рапоза. – Так, доходы от нефти и газа необходимы ей для сбалансированного бюджета, а цены на нефть падают’. Пока, несмотря на санкции и снижающиеся нефтяные цены, Россия закончит год с профицитом порядка 5 млрд долларов, однако на ближайшие три года она уже предусмотрела дефицит бюджета.
При этом инвесторы не прогнозируют, что Россия воспользуется нефтью и газом в качестве оружия в войне санкций, говорится в статье. ‘Думаю, энергетические рынки пришли к выводу, что конфликт не доведут до крайней точки, поскольку существует глубокая и очень широкая энергетическая интеграция между Россией и ЕС’, – приводит журналист мнение британского экономиста Джэна Дена.
‘У нас профицит бюджета, несмотря на очень сложную экономическую ситуацию’, – сказал Путин на инвестиционном форуме ‘Россия зовет’, пообещав не поднимать налоги.
Чтобы сдержать это обещание, в России не будут повышаться государственные расходы, сократятся затраты на инфраструктуру и сельскохозяйственные субсидии, пишет Рапоза. ‘Чтобы продолжать расти, России придется сделать ставку на частный сектор, – полагает обозреватель. – Однако Россия продолжает быть монополизированной экономикой, где главное место занимает сырье’.
По оценкам аналитика из британской компании CEIC Александра Дембицкого, Россия будет с трудом контролировать дефицит бюджета. ‘Вряд ли получится поддерживать высокие темпы роста, не увеличивая бюджетные расходы по статьям, касающимся национальной экономики’, – считает эксперт.
‘Российским компаниям срочно требуются доллары на погашение и рефинансирование внешних долгов, что усиливает непрестанное давление на падающий рубль’, – сообщает The Wall Street Journal. В декабре ожидается пик платежей, так как подойдет срок возврата кредитов и процентов в размере около 34 млрд долларов, по данным ЦБ РФ.
‘Учитывая введенные санкции, многие компании практически отрезаны от международных рынков долгосрочного кредитования. Это заставляет их обращаться на нерегулируемый рынок за долларами, что поднимает уплачиваемую за них цену’, – пишут авторы статьи.
‘Ведущим российским компаниям все еще хватает наличных денег, что смягчает воздействие санкций’, – отмечает издание. Между тем ‘Роснефти’, подвергшейся санкциям США и ЕС, необходимо выплатить около 13 млрд долларов в этом году и еще 18 млрд – в 2015-м, согласно Merrill Lynch. ‘Газпром’ должен выплатить в текущем году почти 8 млрд долларов, по сведениям Bank of America.
‘Отчасти эту потребность в долларах удовлетворят зарубежные головные компании или страны, которые не ввели санкции против России’, – говорится в статье. Но, по мнению авторов, над ними все равно будет нависать долг, размер которого трудно предугадать.
Рубль почти каждый день достигает рекордно-низкой отметки, и эта тенденция приводит к росту цен на импорт, угрожая опасным ростом инфляции. В четверг Центробанк заявил, что за первые семь дней этого месяца на поддержание валюты было потрачено 1,85 млрд долларов, информирует своих читателей WSJ.
ЦБ РФ тратит сотни миллионов долларов в день на рынке, чтобы поддержать падающий рубль, пишет в блоге The Wall Street Journal Андрей Остроух, ‘но схватка длится лишь до 18:00 по московскому времени’. Когда рабочий день трейдеров ЦБ заканчивается, рубль отпускается в свободное плавание и на этой неделе по вечерам наблюдались резкие снижения курса. Российские экспортеры придерживают валюту, другие крупные игроки избегают покупки рубля.
‘Когда ЦБ прекращает интервенцию, рынок сильно ‘мелеет’, и удовлетворить спрос на иностранную валюту, если он возникает, почти некому. Рискуют лишь немногие. Раньше это делали иностранные инвестбанки, но теперь у них, ясное дело, нет лимитов для торговли российским рублем’, – сказал корреспонденту Сергей Романчук (‘Металлинвестбанк’).
‘Российское правительство рассматривает возможность заморозки цен на социально значимые продукты, по мере того как инфляция приближается к максимальной отметке за четыре года, сообщила правительственная ‘Российская газета’ в четверг’, – пишет Андрей Остроух в другом материале The Wall Street Journal.
Российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что правительство может искусственно стабилизировать цены примерно 40 наиболее важных товаров, если они вырастут более чем на 30%. Корреспондент напоминает, что экономисты осуждают такие шаги, ибо любая попытка искусственно снизить цены приведет только к дефициту на рынке.
Как показал в четверг опрос аналитического центра MNI Indicators, недовольство россиян текущим уровнем цен достигло высшего зарегистрированного уровня после запрета на ввоз продовольствия. Кроме того, у российских потребителей, которые были главной движущей силой экономического роста, все большую обеспокоенность вызывает рабочая занятость.
Когда США и ЕС надавили на Россию, угрожая ее объемам нефтедобычи, они упустили из виду одну деталь – традиционные ресурсы Сибири, пишет Bloomberg, пересказывая слова Сергея Донского, министра природных ресурсов РФ.
По словам Донского, в конце года Россия выставит на аукцион четыре нефтяных и газовых месторождения, обнаруженные в советский период в традиционных районах добычи, и тем самым смягчит негативные последствия санкций ЕС и США, которые призваны сорвать добычу в новых сферах – на сланцевых месторождениях и на арктическом шельфе.
По мнению авторов статьи, сейчас зависимость России от нефтегазовых доходов возрастает: ‘экономика страны на грани рецессии, инвесторы распродают активы на фоне того, что США и ЕС обвиняют президента Путина в поддержке повстанцев на Украине’.
‘На данный момент в России осваиваются, по сути, те ресурсы, для которых не нужны технологии, так как этих ресурсов все еще хватает’, – сказал Донской. Месторождения объемом более 100 млн тонн уже распределены. И все же, по его словам, крупнейшие добывающие компании России будут бороться за то, что будет предложено в этом квартале.
Донской сказал, что его министерство рассматривает дополнительные меры для поддержки добычи: упрощение лицензирования, поощрение освоения районов, оставшихся без внимания.
‘Донской также сказал, что изобилие традиционных ресурсов в России не решит вопрос с дефицитом технологий, которые нужны для разработки трудноизвлекаемых ресурсов в отдаленных районах’, – говорится в статье. Возможно, в формулировках санкций найдутся лазейки. ‘Нефть всегда найдет себе дырочку’, – заявил Донской.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!