Донбасс превращается в черный офшор
Чтобы спрятаться от налогов, достаточно будет включить в оптимизационную схему одно-два предприятия из мятежного региона.
Экономика Донбасса начала оживать. На прошедшей неделе Донецкая областная администрация (теперь она размещается в Краматорске) сообщила, что в октябре сразу несколько крупных предприятий региона возобновили свою работу. После почти двухмесячного перерыва снова в строю большинство шахт ‘Краснодонугля’, Енакиевский металлургический завод и Харцызский трубный (входят в металлургический холдинг Рината Ахметова ‘Метинвест’). Не отстает и Донецкий металлургический завод (концерн ‘Энерго’ Виктора Нусенкиса). Все эти предприятия находятся на территории, подконтрольной самопровозглашенным ДНР или ЛНР.
Пользуясь затишьем, владельцы заводов пытаются хоть как-то перекрыть потерю выручки от снижения сбыта металлопроката. Ведь сейчас самое время для экспорта чугуна, спрос и цены на который хронически растут.
Октябрьский ренессанс в ‘Метинвесте’ объясняют завершением ремонта помещений и оборудования, получивших повреждения в ходе боевых действий в августе. На Донецком металлургическом заводе говорят, что оживлению способствовало возобновление бесперебойных поставок сырья. Случаи задержки транспорта на блок-постах террористов со стороны Днепропетровской области почти прекратились. А это немаловажно в условиях, когда из-за разрушенной железной дороги железорудное сырье приходится доставлять грузовыми автомобилями. Да и заявления властей ДНР о необходимости национализации промпредприятий поутихли. Напротив, менеджменту заводов сепаратисты теперь обещают максимальное содействие.
Неожиданные послабления объясняются просто – от того, будут ли работать заводы, зависят поставки газа в регион. После того как лидеры сепаратистов отказались платить Киеву за голубое топливо, украинское правительство всерьез задумалось об отключении газа. Но оказалось, что разделить его подачу на крупное предприятие и город, в котором оно расположено, технологически невозможно.
Между тем Кабмин кровно заинтересован в работе предприятий Донбасса, поскольку надеется на увеличение поступлений в госбюджет. Но пока такие надежды не оправдываются – налоговые сборы в Донбассе уже сократились на 24%. За 10 месяцев нынешнего года налогоплательщики Донецкой области уменьшили перечисления в госказну на 6,9 млрд грн., луганчане – на 2,2 млрд грн. по сравнению с январем-октябрем 2013 г.
Как рождаются новые схемы
Вряд ли стоит ожидать роста налоговых поступлений и сейчас. Там отсутствует фискальный контроль – налоговики бессильны проверить достоверность налоговой отчетности, поступающей из значительной части зоны АТО, особенно контролируемой сепаратистами. Из-за невозможности проведения встречных налоговых сверок инспекторы должны просто фиксировать такие факты, указывая в актах причины, по которым ревизия не была проведена. Такое правило устанавливает новый порядок проведения встречных проверок, проект которого уже подготовила Государственная фискальная служба (ГФС). Но именно встречные налоговые сверки до сих пор оставались самым эффективным инструментом выявления налоговых ‘ям’ и других схем налоговой оптимизации. Теперь же, чтобы спрятаться от налогов, достаточно будет включить в оптимизационную схему одно-два предприятия из мятежного региона – Снежного, Луганска, Донецка или Горловки – и доказать участие в налоговых махинациях станет уже невозможно.
Если не изменить прежние ‘мирные’ правила контроля над деятельностью компаний из зоны АТО, поступления налогов с этих территорий будут сокращаться и дальше. Хуже того – проворачиваемые в новообразовавшемся офшоре схемы начнут вымывать средства из легального экономического оборота остальной части страны. Окупит ли себя ‘газовая благотворительность’ Кабмина в данном случае – большой вопрос.
Кто торгует государственным углем
Более того, правительство продолжает выплачивать миллиарды на поддержку угольных предприятий региона. По информации Минэнергоугля, за 10 месяцев нынешнего года на эти цели направлено 8,3 млрд грн., или около 75% от суммы, предусмотренной в госбюджете на весь текущий год. Средства господдержки перечислялись почти в полном соответствии с планом, как если бы шахты были все время подконтрольны государству и бесперебойно поставляли угль на теплоэлектростанции. Хотя уже в июне было известно о перебоях с отгрузкой угля и недостаточных его объемах.
По словам заместителя главы Минэнергоугля Юрия Зюкова, субсидии перечислялись шахтам в строгом соответствии с данными о себестоимости угля и объемах его добычи. Но в связи с боями в зоне АТО вывезти его не удалось. Зато теперь со складов государственных шахт в ЛНР и ДНР уголь отправляют в Россию. При этом ревизоры КРУ и Счетной палаты сталкиваются с теми же проблемами, что и фискалы, – они физически не могут проверить расчеты себестоимости угля, за который уже уплачена компенсация из бюджета.
‘Коммерсанты’ же напропалую предлагают поставку донецкого угля на ТЭС ‘Центроэнерго’. По сведениям Минэнергоугля, средняя себестоимость угля на госшахтах составляет около 1600 грн. за тонну. ‘Частники’ готовы его поставлять за 980 грн. Есть подозрения, что данный уголь взят со складов тех самых государственных шахт в Снежном, Торезе и других городов ДНР и ЛНР, хотя проверить и доказать это сейчас невозможно. К слову, в прошлом месяце объемы добычи угля в Донецкой области начали расти, увеличившись на 17% по сравнению с сентябрем. Это значит, что государству придется потратиться на большую компенсацию из госбюджета.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!