Безналоговая конвертация: о переводе валютного кредита в гривну
Президент подписал закон, которым освободил валютных заемщиков от уплаты налога на доходы, которые возникают в случае перевода валютных кредитов в гривну и списания части долга.
Это позитивный шаг, который сэкономит заемщикам 21,5% от списываемых сумм, но все же им придется заплатить 2-процентный пенсионный сбор.
Прощение долга
Граждане, которые конвертируют валютные кредиты в гривну, освобождены от уплаты налога на доходы физлиц. Президент Петр Порошенко вчера подписал закон № 321-VIII от 9 апреля «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно кредитных обязательств». Этот документ был принят для исполнения требований закона «О моратории на взыскание имущества граждан, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте». В нем говорилось, что мораторий потеряет силу, когда вступит в силу закон, который «урегулирует вопрос особенностей погашения основной суммы задолженности, выраженной в иностранной валюте».
Согласно закону № 321-VIII, который вступит в силу в ближайшие дни, сумма долга, которую банк простит заемщику в размере разницы между размером кредита по курсу НБУ на дату реструктуризации валютного кредита и по курсу на 1 января 2014 года (7,99 грн/$), не считается дополнительным благом налогоплательщика. Поэтому она не включается в расчет общего налогооблагаемого дохода, и заемщику не придется платить 20% налога на доходы физлиц и 1,5% военного сбора. Также не считается дополнительным доходом сумма прощенных кредитором процентов, комиссий и штрафных санкций по таким кредитам. Банки спишут за счет созданных страховых резервов сумму убытков, которая возникнет в результате аннулирования части долга. Эти нормы будут применяться к непогашенным до 1 января 2014 года кредитам, но конвертация которых и прощение части долгов произошли после 1 января 2015-го.
Удешевление перевода
Списание долга сейчас приравнивается Налоговым кодексом к получению дохода. При небольших суммах речь шла о налоге в 15%, при крупных – 17%, потом был введен 1,5-процентный военный сбор, а с 2015 года 17-процентная ставка была повышена до 20%.
Таким образом, сейчас с каждой 1 грн прощенного долга заемщик платит налог в 21,5 копейки. Это делало конвертацию займов и списание части долга очень затратными.
Новый закон должен побудить кредиторов и заемщиков ускорить конвертацию валютных долгов в гривну. «Вопрос рефинансирования задолженности по кредиту из иностранной в национальную валюту обсуждается банком с заемщиками постоянно. Но, к сожалению, большинство заемщиков отказываются от рефинансирования, аргументируя это ожиданием принятия закона об урегулировании вопросов, связанных с валютными кредитами, – ранее поясняла начальник управления организации и сопровождения розничного бизнеса Укрэксимбанка Виктория Грецкая. – Условия реструктуризации обсуждаются непосредственно с заемщиком, и выбирается наиболее приемлемый для обеих сторон вариант. Для погашения задолженности по валютным кредитам необходимая сумма по поручению клиента покупается на межбанковском валютном рынке по официальному курсу на момент совершения покупки валюты». Поэтому в законе указан официальный курс реструктуризации, который, например, сегодня составляет 21,13 грн/$ при среднем розничном курсе продажи в 23,2 грн/$.
Дополнительные требования
Однако это далеко не все изменения в законодательство, которые могут удешевить для заемщиков конвертацию валютных кредитов в гривну. При покупке валюты они обязаны платить 2-процентный сбор. «Необходимо освободить заемщиков от уплаты сбора в Пенсионный фонд по операциям реструктуризации ипотечных валютных кредитов», – уверен начальник юридического управления ОТП Банка Олег Коробкин.
Для заемщиков недостаточно принятия лишь одного закона, облегчающего налоговые расходы на конвертацию валютных кредитов. Они также требуют принятия законопроекта № 1558-1, который обяжет всех кредиторов принудительно провести конвертацию валютных розничных кредитов по курсу на момент выдачи кредита – 4,9-5,05 грн/$.
Перспективы принятия законопроекта во втором чтении пока не гарантированы, но мораторий на выселение заемщиков должен быть отменен. «Может, не сразу, но в течение двух-четырех месяцев надо отменять мораторий», – считает замначальника управления розничного и малого бизнеса Индустриалбанка Константин Варнин.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!