Авиакомпания Коломойского втянута в новый судебный процесс

В Украэрорухе хотят получить от МАУ пеню за несвоевременную оплату услуг аэронавигационного обслуживания.

Лидер украинского авиарынка – авиакомпания ‘Международные авиалинии Украины’ – оказалась в эпицентре новой судебной тяжбы. В этот раз спор возник с государственным предприятием обслуживания воздушного движения Украины (Украэрорух) за полтора десятка миллионов гривен. Это уже, как минимум, третий судебный процесс вокруг долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние месяцы.

Вопрос в несвоевременности

В прошлую пятницу, 18 сентября, должно было состояться заседание Хозяйственного суда Киева по иску иска Украэроруха к МАУ. Однако заседание было перенесено.

Сам иск к МАУ с требованием отдать долг в размере 14,9 млн грн Украэрорух подал в суд еще 27 июля текущего года. При этом в определении суда, размешенном в Едином государственном реестре судебных решений, не указано, за что именно спорят Украэрорух и МАУ.

Как сообщили РБК-Украина в юридической службе ДП ‘Украэрорух’, в соответствии с условиями договора все без исключения украинские авиакомпании должны в течение 10 дней после выставления счета оплатить услуги за аэронавигационное обслуживание. В случае несвоевременной оплаты услуг провайдера к авиакомпании применяются штрафные санкции в размере 10% годовых, пеня в размере двух учетных ставок НБУ и индекс инфляции.

‘Данные условия по штрафным санкциям являются одинаковыми для всех участников авиационного рынка и не противоречат нормам действующего законодательства Украины. При подписании сторонами договора, ими принимаются условия сотрудничества, указанные в нем’, – отметили в юрслужбе Украэроруха.

Там также подчеркнули, что при подписании договора МАУ никоим образом, не опротестовывала данные пункты, то есть добровольно согласилась выполнять все его положения.

‘В 2014-2015 гг. авиакомпания МАУ оплачивала данные услуги с просрочкой, из-за чего им в соответствии с украинским законодательством были начислены штрафные санкции, которые составили порядка 20 млн грн. Недавно МАУ оплатила 5 млн грн., оставшись должной предприятию 14,9 млн грн’, – пояснили в Украэрорухе.

Как рассказал РБК-Украина Олег Бондарь, являющийся управляющим партнером юридического бюро ‘ECOVIS Бондарь и Бондарь’, которое защищает МАУ в нескольких судебных процессах, авиакомпания хочет добиться в суде изменения условий договора на предоставление Украэрорухом услуг по аэронавигационному обслуживанию. По его словам, в компании считают, что условия соглашения являются навязанными и незаконными, однако МАУ вынуждена каждый год идти на подписание такого договора с Украэрорухом, поскольку последний является монополистом на рынке вышеуказанных услуг и пользуется этим положением.

‘Мало того, что услуги по аэронавигационному обслуживанию Украэроруха, которые он оказывает МАУ – резиденту Украины, привязаны к доллару США, так еще, по условиям договора, они индексируются на индекс инфляции, на долг по их оплате насчитывается 10% годовых и пеня в размере двух учетных ставок НБУ’, – заявил Олег Бондарь.

Он уточнил, что ранее эти условия не были столь критичными для авиакомпании, однако в условиях кризиса в авиации, МАУ решила побороться за свои права.

‘К примеру, в период летней навигации, то есть в пик спроса на услуги МАУ, перевозчик еще в силах вовремя оплачивать услуги Украэроруха, но зимой, во время спада на рынке, МАУ допускала просрочки’, – отметил он.

Ход Антимонопольным комитетом

В то же время, как пояснил старший партнер юридической фирмы ‘Ильяшев и партнеры’ Роман Марченко, согласно Чикагской конвенции, функции по предоставлению услуг аэронавигационного обслуживания закреплены за государством. В Украине эти функции делегированы госпредприятию Украэрорух.

‘Если МАУ что-то не устраивало в проекте договора с Украэрорухом, то она должна была попытаться устранить навязываемые нормы в ходе так называемого преддоговорного спора. Если же авиакомпании не удалось этого сделать, и она все же добровольно подписала данное соглашение, то сейчас это выглядит как ‘махание кулаками после драки’, – заявил Роман Марченко, уточнив что, из-за этого, по его мнению, шансы выиграть спор больше у Украэроруха.

Вместе с тем он отметил, что МАУ может улучшить свои позиции обращением в Антимонопольный комитет с жалобой на Украэрорух: если АМКУ встанет на сторону авиакомпании, то это, в свою очередь, усилит позиции МАУ в данном судебном споре.

В МАУ, видимо, пришли к такому же мнению: Олег Бондарь подтвердил, что авиакомпания сейчас готовит обращение в Антимонопольный комитет относительно законности условий договора Украэроруха на услуги по аэронавигационному обслуживанию.

Не в первый раз

Примечательно, что это не первый судебный спор из-за долгов, в который оказалась втянута МАУ за последние несколько месяцев.

В частности, в июне в Хозяйственный суд Киева с иском к МАУ обратился ликвидируемый ‘Златобанк’. Он потребовал от компании вернуть 443,8 млн грн долга. При этом уже в августе авиакомпания подала встречный иск к банку. Перевозчик потребовал от финучреждения признать пролонгированным договор о кредитной линии до весны 2016 г.

Немногим ранее стартовали судебные процессы с участием МАУ и банка ‘Финансы и кредит’. Финучреждение подало в суд на перевозчика с требованием взыскать задолженность по ранее выданному кредиту на общую сумму 955 млн грн.

Примечательно, что последний банк НБУ на прошлой неделе отнес к категории неплатежеспособных и передал его в Фонд гарантирования вкладов физлиц. Последний, в свою очередь, ввел в него временную администрацию сроком на три месяца.

По словам Олег Бондаря, в судебных процессах между МАУ и банком ‘Финансы и кредит’ и ‘Златобанком’ пока что сохраняется статус-кво.

‘Недавнее введение временной администрации в банк ‘Финансы и кредит’ пока что никак не повлияло на судебный процесс между этим финучреждением и МАУ’, – отметил он.

С ним соглашается старший партнер адвокатской компании ‘Кравец и Партнеры’ Ростислав Кравец, по словам которого, после ввода временной администрации в банк ‘Финансы и кредит’ в судебном процессе между ним и МАУ ничего не поменяется.

‘Скорее всего, от банка в суды будут ходить те же самые представители, но уже с доверенностью от временного администратора, а не прежнего руководства финучреждения’, – заявил он.

Вместе с тем, отметил Ростислава Кравец, в случае ухода банка ‘Финансы и кредит’ на ликвидацию, МАУ и один из ее бенефициариев Игорь Коломойский может выиграть суд.

‘Судя по практике предыдущих ликвидаций банков, их должникам зачастую удается выкупить свои долги через подставных лиц или компании с дисконтом до 70-95%’, – объяснил он.

Дмитрий Уляницкий собкор РБК-Украина

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *