Банкиры: сколько еще украинских банков погибнет из-за нехватки денег

Регулятор уже закрыл почти 70 финучреждений, и к весне следующего года прикроет еще 15-30.

Многие украинские банки на текущий момент не выполняют требования Нацбанка по увеличению капитала, так что за ближайший год может быть закрыто до нескольких десятков финучреждений.

По данным НБУ, по состоянию на 1 марта этого года капиталы менее 120 млн грн имело 18 банков, от 120 до 300 млн грн — 53 финучреждения и от 300 до 500 млн грн — 12. На капитализацию у банков осталось совсем немного времени: минимальное 120-миллионное требование финансисты должны выполнить к 17 июня этого года, а увеличить капиталы до 300 млн грн — до 11 января 2017 года, пишет.

В Нацбанке не обещают подопечным никаких поблажек, там уверены, что увеличение капиталов банков — это гарантия стабильности системы. Потому собираются строго следить за выполнением требований и принимать меры в отношении нарушителей.

Как спастись

У банков есть три варианта для спасения. Первый — надеется, что успешное развитие бизнеса их хозяев позволит им за счет живых денег увеличить капиталы. ‘Это могут быть свободные денежные средства акционеров, которыми они располагают и которые они готовы влить в капитал для его соответствия требованиям НБУ’, — уточнил председатель правления банка ‘Михайловский’ Игорь Дорошенко.

Второй вариант — это привлечение заемных средств, которые банк впоследствии будет частями на протяжении 5 лет отдавать своим кредиторам с процентами. По сути, это кредит, который разрешено на определенное время зачислять в капитал. Чаще всего его выделяет владелец банка, но иногда — просто дружественные структуры.

‘Начиная с 2008 года многие банки для увеличения регулятивного капитала привлекали деньги собственника на условиях субординированного долга, поэтому у многих банков есть возможность увеличения уставного капитала за счет этих средств’, — заметила директор финансового департамента РА ‘IBI-Rating’ Анна Апостолова.

Третья возможность — это конвертация в капитал кредитных линий, ранее открытых акционерами или партнерами. По словам нацбанковцев, этот механизм используется финансистам наиболее активно с 2015 года.

С владельцами проще всего: по сути они просто разрешают своим банкам не возвращать ранее предоставленные им кредиты. Чаще всего так поступают банки с иностранным капиталом — западные акционеры переписывают в капиталы кредиты, которые не взыскали со своих украинских ‘дочек’. Несколько сложнее выглядит схема, когда привлекается сторонняя структура, кредитовавшая эту самую ‘дочку’ и не владела ее акциями. В этом случае, происходит обмен кредитного долга на акции банка. В нашей стране такой подход практиковал Европейский банк реконструкции и развития, который неожиданно получить крупные пакеты акций в Райффайзен Банке Аваль и УкрСиббанке.

Четвертый вариант капитализации сводится к допэмиссии акций банка, которая выкупается новыми акционерами. Например, происходит продажа (полная или частичная) финучреждения более зажиточному владельцу. Это может быть просто структура или человек с деньгами, а может быть и другой банк. И в этом случае происходит слияние двух структур, а главное — двух капиталов.

Слияний или объединений в этом году ждут, но совсем немного.

Другой важный момент — кто рискнет объединиться с банком, который совсем недавно мог вылететь с рынка.

Кто останется

Самое интересное — сколько банков реально смогут воспользоваться той или иной возможностью выжить и скольким все-таки придется покинуть рынок. В Нацбанке пока настроены очень оптимистично. По данным регулятора, текущие остатки на счетах незарегистрированных капиталов могут помочь решить проблему с капиталом 14 банкам с капиталом до 120 млн грн, 56 банкам с капиталами от 120 до 300 млн грн, и 12 — от 300 до 500 млн грн.

Куда более критично настроены участники рынка, которые понимают, что оценки НБУ строятся на предварительном анализе ситуации. Ведь регулятор еще не провел стресс-тесты всех украинских банков (за небольшие банки чиновники еще не брались), и не знает до конца всех проблемы своих подопечных.

С оглядкой на стресс-тестирование финансисты дают два прогноза: согласно оптимистическому, к весне 2017 года Нацбанк в рамках программы капитализации прикроет около 15 банков, по пессимистическому — все 25-30. Напомним, что за 2014-2015 годы регулятор уже закрыл почти 70 банков и на текущий момент в стране их осталось 111.

Второй шанс?

На текущий момент чиновники настроены решительно — настаивают на сроках соблюдения сроков капитализации. Хотя, если верить финансистам попутно ведут переговоры о возможных поблажках и отсрочках.

Не исключают финансисты и решений по отдельным структурам (с сохранением общих требований для всей системы).

Первые итоги капитализационной кампании финансисты собираются подводить к августу. От НБУ не ждут тотального отзыва лицензий с капиталами менее 120 млн грн к 17 июня, как говорится в его постановлении. С одной стороны, эксперты пеняют на неповоротливость Национального банка, который даже по откровенно проблемным банкам не принимает своевременные решения. А с другой — на то, что регулятор, скорее всего, попытается смягчить удар по банковской системе, растянут во времени закрытие недокапитализированных банков.

Как сообщалось ранее, в НБУ назвали будущих приватизаторов украинских госбанков. Часть акций государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка предлагают продать западным инвесторам.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *