Государство обяжет украинцев раскрыть все свои нелегальные доходы
Фискальная служба получит возможность узнать реальные доходы граждан.
В правительстве и Верховной раде готовятся к проведению налоговой амнистии ‘теневых’ доходов граждан. Процесс будет сопровождаться разовым нулевым декларированием имущества и денег, в том числе тех, с которых не были уплачены налоги. Также фискальные органы получат право отслеживать официальные доходы и реальные расходы украинцев, выявляя ‘теневую’ составляющую. Пока что имеющиеся законодательные наработки слишком ‘сырые’, чтобы рассчитывать на их принятие в ближайшее время. К тому же, по мнению специалистов, прежде чем запускать амнистию капитала, следует наконец-то провести налоговую реформу, создав стимулы для налогоплательщиков не скрывать свои доходы.
Государственная фискальная служба (ГФС) может получить доступ к информации о расходах украинцев. Это станет возможным с принятием соответствующих законодательных изменений, сообщили ‘Апострофу’ в ГФС. Используя данные о расходах, фискальные органы смогут сопоставлять официальные доходы граждан с суммами их покупок. Если расходы превысят доходы, налогоплательщикам придется пояснить источники происхождения денег или заплатить налог.
‘Учитывая мировой опыт внедрения таких методов контроля, необходимо провести разовое декларирование средств, имущества и валютных ценностей физических лиц’, – сообщили ‘Апострофу’ в пресс-службе ГФС. Другими словами, налоговикам нужно понимать, чем реально владеют украинцы и сколько у них денег.
Раскрыв все нажитое перед фискалами, украинцы будут вынуждены начинать все с чистого листа, в дальнейшем добросовестно уплачивая налоги. Декларировать доходы каждый год не придется, говорят в ГФС, но признают, что повторная подача декларации может потребоваться ‘в случае необходимости дополнительного подтверждения данных о полученных доходах, а также об имущественном положении’.
‘Разовое декларирование позволит в будущем идентифицировать объекты движимого и недвижимого имущества, внедрить автоматизированную систему мониторинга изменений финансового и имущественного положения граждан, а также будет подтверждением доходов, направленных на приобретение имущества, других расходов’, – уточнили в ГФС.
От идеи к закону
То, о чем говорят фискалы, может стать реальностью для граждан уже в ближайшей перспективе. Разработка соответствующего законопроекта предусмотрена в рамках выполнения программы деятельности Кабмина и Стратегии устойчивого развития ‘Украина-2020’ в 2016 году. То есть Кабмин сам себя обязал это сделать.
В Министерстве финансов уже поднимали вопрос об амнистии капитала граждан в 2014 и 2015 годах. Среди прочего, в законопроекте Минфина предлагалось, чтобы после декларирования, все расходы, превышающие официальные доходы, облагались по двойной ставке подоходного налога, то есть – 30%. При этом для всех, кто отказался бы декларировать имущество, налоговики по умолчанию установили стоимость активов 200 тыс грн. Но в итоге с этой идей решили повременить.
Как пояснил партнер, руководитель отдела налогообложения и юридических услуг EY в Украине Владимир Котенко, предложенный законопроектом механизм был настолько обременительным и непродуманным, что вызвал легко предсказуемое возмущение и сформировал мощную оппозицию к предлагаемым в законопроекте непрямым методам и нулевому декларированию: ‘Итогом совершенно прогнозируемого и заслуженного провала законопроекта стала дискредитация идеи нулевого декларирования и непрямых методов, от чего в первую очередь выиграли коррупционеры и прочие получатели крупных теневых доходов’.
‘При разработке налоговой реформы-2014 года мы увидели первый прообраз норм об амнистии капиталов физических лиц, который был удален из текста принятых изменений в (налоговый) кодекс. Можно предположить, что данной частью законодатель легко ‘пожертвовал’, понимая неготовность налогоплательщиков – физических лиц к такому кардинальному шагу – выведению активов из тени и добровольной уплате налогов в бюджет’, – говорит старший менеджер налогово-юридического департамента компании ‘Делойт’ Наталья Руденко.
Пока правительство взяло паузу, свои законопроекты по поводу введения нулевой декларации зарегистрировали народные депутаты Юрий Луценко (фракция ‘Блока Петра Порошенко’) и Александр Кирш (фракция ‘Народный фронт’). Согласно идее парламентариев, гражданам предложат задекларировать все доходы и активы, которые были получены и оформлены без уплаты налогов, в частности, подоходного налога и Единого социального взноса.
При нулевом декларировании есть два варианта: граждане либо освобождаются от уплаты каких-либо дополнительных налогов за ранее скрытые активы, либо платят в госбюджет фиксированную, как правило, небольшую ставку от их общей стоимости. В отличие от варианта Минфина, который не предусматривал взимание налога за декларируемые ранее скрытые активы, депутаты предлагают взять с украинцев от 1 до 5% в зависимости от суммы утаенных активов. Среди прочего, ставка 1% прописана для декларируемого на сумму до 25 млн грн, 2% – от 25 до 50 млн грн, 3% – от 50 млн до 75 млн грн, 4% – от 75 млн до 100 млн грн, и 5% за все что выше 100 млн грн.
По словам Владимира Котенко, новые законопроекты отказываются от непрямого контроля, предусматривая лишь не бесплатную амнистию, поскольку чем больше сумма нарушений, в которых признаешься – тем больше заплатишь. Под эту новую идеологию подбирается инструментарий, при котором из обязательного, нулевое декларирование превращается в добровольное. ‘Надо признать, депутаты тонко понимают мотивацию тех, на кого рассчитаны их законопроекты. Так, среди прочего, законопроекты предлагают ввести заявительный порядок осуществления инвестиций за рубеж и размещения иностранной валюты за рубежом. Сейчас, напомню, действует разрешительный порядок (эвфемизм слова ‘нельзя’). Сама по себе идея амнистии отторжения не вызывает. Более того, в том или ином виде, но найти способ ‘подвести черту’ под прошлым придется. Однако слишком уж одинокой и не координированной с другими налоговыми и регуляторными мерами выглядит эта попытка. Вот и остается вопрос, а искренне ли хотели амнистию и валютную либерализацию? Или это просто очередная попытка ‘заболтать’ проблемы, сохранив status quo?’, – заявил эксперт.
В ГФС депутатский законопроект не поддерживают, указывая, что его нормы могут использоваться для отмывания денег. Налоговики обращают внимание, что в документе четко не определены особенности декларирования и подтверждения имеющихся в собственности граждан активов, что может привести к неоднозначной трактовке норм, нарушению порядка декларирования и легализации незаконно полученных средств. ‘Законопроект не содержит запретов относительно декларирования доходов и имущества, полученного преступным путем, в том числе в результате действий, которые законодательно определены как тяжкие…’, – отметили в ГФС, уточнив, что возможность легализации ‘преступных денег’ будет негативно воспринята международной организацией FATF (занимается противодействием отмыванию доходов и финансированию терроризма).
Кроме того, в ГФС отмечают, что в проекте народных депутатов не предусмотрено введение непрямых методов контроля. Как объяснила ‘Апострофу’ глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (фракция ‘Блок Петра Порошенко’), предложение Луценко и Кирша пока выглядит более ‘сырым’, чем то, что ранее предлагали в правительстве. Правда, и вариант Минфина, по мнению Южаниной, имел слабое место – предлагалось обязать всех граждан на момент декларирования доходов положить деньги на счета в украинские банки.
‘Стратегически понятно, зачем это делать. Но практически эту норму никто не выполнит, а значит, идея нулевого декларирования не будет поддержана и эта кампания не состоится’, – отметила глава налогового комитета.
По ее мнению, ведя подготовку к амнистии доходов, важно не оставить без внимания деньги украинцев, находящиеся в офшорах. ‘Нужно провести все так, чтобы не были наложены штрафные санкции на этих людей, которые открыли счета и задекларировали деньги на этих счетах’, – полагает нардеп.
Кроме того, по словам Южаниной, важно создать стимулы гражданам для дальнейшей добровольной уплаты налогов. ‘После нулевого декларирования должна быть сплошная безльготная ставка на все виды доходов, но она должна быть небольшой’, – полагает Южанина.
Переписать или доработать
В профильном парламентском комитете допускают два варианта развития событий – либо договориться с авторами депутатских вариантов о подготовке новых проектов с участием Минфина, либо же принять эти проекты в первом чтении и сразу приступить к доработке ко второму.
Как объяснила ‘Апострофу’ Наталья Руденко, некоторые технические пробелы, отсутствие обоснований размера предложенных ставок, недостаточно четкие разъяснения по применению амнистии в отношении нерезидентов, с доходов которых также, возможно, не был удержан налог в Украине, можно доработать ко второму чтению законопроекта.
‘Чего концептуально не хватает в законопроекте, так это какой-либо мотивации в дальнейшем для добросовестного поведения налогоплательщиков после проведенной амнистии – например, применение сниженной ставки дополнительного налога, если в течение следующих двух-трех лет налогоплательщик не допустит нарушения в уплате налогов; либо такого стимула как практика сравнения доходов с расходами’, – отметила Наталья Руденко.
При этом, по мнению эксперта, в законопроекте есть ряд положительных моментов. Среди прочего, это отказ от лицензирования НБУ открытия резидентами Украины счетов в зарубежных банках и приобретения корпоративных прав. В данном случае предложен уведомительный порядок. Как отметила эксперт ‘Делойт’, это дискуссионный, но, безусловно, огромный шаг вперед в возможностях ведения бизнеса. Кроме того, по словам юриста, важно, что в депутатском варианте предложен механизм более справедливого и жесткого подхода к бывшим и нынешним чиновникам, и их активам. Так, весь период ‘пребывания на должности’ исключается из периода, в отношении которого можно заявить амнистию по приобретенным активам с нарушениями налогового и валютного законодательства.
Если говорить о возможной реакции на такие изменения в обществе, то существует риск, что на фоне тотального недоверия к органам власти украинцы могут побояться раскрывать свои сбережения. Ведь нет гарантии, что сотрудники контролирующих органов не станут использовать информацию о состоятельных гражданах в преступных целях.В любом случае, амнистия капиталов требует тщательной и доступной информационной кампании на протяжении не менее одного года до даты вступления правил об амнистии в силу, считает Наталья Руденко:
‘Плюс при отсутствии кадровой реформы – как налоговой, так и судебной – принятие субъективных решений неминуемо. И риски давления, к сожалению, неустранимы – информационные базы данных охраняются недостаточно, персональных злоупотреблений хватает’.
Готовы ли украинцы начать с чистого листа и честно платить налоги — вопрос открытый, учитывая общий уровень коррупции в обществе. И здесь важно, какую стратегию выберет государство – кнута или пряника. Ведь, пойдя на жесткие методы контроля за доходами и сбережениями в офшорах, власти могут столкнуться с еще большим сопротивлением от среднего класса, после чего на идеи добровольного декларирования можно будет окончательно поставить крест.
Ростислав Шаправский, Апостроф
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!