Коса на камень

Конфликт НБУ и ФГВФЛ вокруг продажи залогов обанкротившихся банков скорее сулит проблемы Валерии Гонтаревой, нежели повышает шансы НБУ и компаний вернуть потери в банках—банкротах.

По самым приблизительным подсчетам, потери бизнеса в обанкротившихся украинских банках составляют около 130 млрд грн. (см. “Потери…”). И, вероятнее всего, вернуть свои средства, пропавшие в банках, которые находятся в процессе ликвидации, у отечественных компаний шансов нет.

Можно смело констатировать, что бизнес является самым незащищенным кредитором отечественных банков. Государственные гарантии по депозитам компаний отсутствуют (в отличие от депозитов физических лиц).

Кроме того, все самые ликвидные активы лопнувших банков находятся в залоге НБУ и от их продажи реальному сектору ничего не достанется! Впрочем, шансы Нацбанка на возмещение своих кредитов хоть и выше, но тоже отнюдь не стопроцентны.

Минувший месяц ознаменовался обострением противостояния между Нацбанком и Фондом гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ). Чиновники с новой силой заспорили о процедуре реализации имущества, выступающего обеспечением по кредитам рефинансирования, должниками по которым выступают обанкротившиеся банки.

Надо сказать, что конфликт назревал достаточно давно, его обострение было лишь делом времени, и теперь он перешел в публичную плоскость.

Разведка боем

Почти весь прошлый год руководство ФГВФЛ в своих многочисленных интервью жаловалось на то, что продавать залоги по кредитам рефинансирования придется Фонду, неся сопутствующие затраты, тогда как вся выручка от реализации имущества пойдет Нацбанку.

При этом в начале марта Нацбанк фактически обвинил Фонд в неэффективности и возможной коррупции, связанной с реализацией залогов. Показательно, что сделал это даже не член правления, а всего лишь директор департамента.

“Мы считаем, что процесс реализации залогов ФГВФЛ крайне неэффективен и несет в себе значительные коррупционные риски”, — заявил в ходе спе­циально организованного информационного дня Игорь Будник, директор департамента управления рисками НБУ.

Он отметил, что основные надежды регулятор возлагает на создание в Фонде консолидированного офиса — специального подразделения по продаже активов банков.

При этом г-н Будник привел следующую статистику: с августа 2015 г. (когда было принято соответствующее постановление НБУ) была согласована продажа 428 объектов на 2,76 млрд грн., из которых ФГВФЛ реализовал только 36, выручив за них 256,33 млн грн. План продажи залогов выполнен только на 8%.

В итоге регулятор временно приостановил продажу активов неплатежеспособных банков, которые являются залогом по выданным ранее кредитам рефинансирования. “Нацбанк действительно “заморозил” продажу активов, которые находятся у них в залоге.

Мы пока не знаем, до какого срока”, — подтвердил Константин Ворушилин, директор-распорядитель ФГВФЛ. Он отметил, что Фонд был уведомлен о таком решении 11 марта. В Нацбанке пообещали возобновить торги после того, как реально заработает офис по вопросам консолидации и продажи активов финучреждений-банкротов. Ожидается, что это произойдет 1 апреля.

И снова НБУ раскритиковал работу ФГВФЛ. На этот раз уже на более высоком уровне. Заместитель председателя Нацбанка Яков Смолий, который с недавних пор возглавляет Административный совет ФГВФЛ, практически повторил уже приведенную неутешительную статистику продаж.

“Указанное свидетельствует о недостаточном проведении Фондом мероприятий по поиску покупателей на такое имущество, в том числе до момента направления соответствующих материалов на согласование НБУ”, — говорилось в письме за подписью г-на Смолия.

По словам чиновника, на запрос НБУ о мерах, принимаемых для реализации залогов, получены формальные ответы о проведении лишь начальных переговоров с потенциальными покупателями. Кроме того, в Нацбанке заявили о “случаях непрозрачного проведения организациями, привлеченными Фондом, торгов по реализации заложенного в Нацбанке имущества”.

В частности, в указанном письме отмечается, что, несмотря на поручение премьер-министра проработать вопрос привлечения к продаже имущества исключительно госпредприятия “CETAM”, Фонд никаких предложений по этому поводу не предоставил.

Ответная реакция

22 марта руководство ФГВФЛ провело пресс-брифинг, в ходе которого опровергло обвинения со стороны Нацбанка. Так, в Фонде утверждают, что ГП “СЕТАМ” было аккредитовано в качестве электронной площадки для реализации активов неплатежеспособных банков еще 21 декабря прошлого года.

При этом активы неплатежеспособных банков, находящиеся в залоге НБУ, Фонд передает для реализации исключительно ГП “СЕТАМ”. Однако статистика реализации залогов, приведенная Фондом, несопоставима с озвучиваемой НБУ.

По данным ФГВФЛ, с начала текущего года на реализацию были переданы имущественные права по кредитам и основные средства неплатежеспособных банков суммарно на 700 млн грн.

При этом объем средств, вырученных Фондом от реализации активов неплатежеспособных банков (необязательно заложенных в НБУ), составляет 1,2 млрд грн., в том числе за январь 2016 г. — 238 млн грн.

В Фонде также отметили, что, согласно финансовому плану на 2016 г., ФГВФЛ планирует получить от реализации активов более 7,5 млрд грн., из которых 3,8 млрд грн. — от продажи залогов по кредитам НБУ.

Предполагается, что половина всех планируемых поступлений будет сформирована в рамках сотрудничества с ГП “СЕТАМ”. Для справки: общая оценочная стоимость активов ликвидируемых Фондом банков составляет около 80,5 млрд грн.

В то же время, по данным НБУ, по состоянию на 1 марта текущего года объем задолженности неплатежеспособных банков по основной сумме кредита рефинансирования (без процентных начислений и штрафов за просрочку) составляет 48,75 млрд грн.

При этом в НБУ почему-то ожидают втрое большую выручку от продажи залогов, чем в Фонде. “В 2016 г. Нацбанк ожидает погашение задолженности за счет залогов по кредитам рефинансирования в размере 12,8 млрд грн., — заявил недавно Игорь Будник. — У нас большие надежды на начало работы консолидированного офиса”.

Кроме того, Нацбанк опубликовал перечень залогов неплатежеспособных банков, предоставленных в свое время под кредиты рефинансирования. Интересно, что в обнародованной информации залоговое имущество таких крупнейших должников-банкротов, как “Дельта Банк” и “Надра Банк” (на двоих задолжали НБУ по рефинансированию около 20 млрд грн.), пока не афишируется.

“Это один из шагов НБУ для повышения прозрачности работы. Кроме того, публикация залогов поможет лучшему информированию потенциальных покупателей имущества”, — отметил г-н Будник.

Нацбанк также обнародовал структуру обеспечения по проблемным кредитам рефинансирования (см. “Структура…”).

Из этой информации следует, что НБУ является держателем обеспечения по рефинансированию в обанкротившихся банках на 131 млрд грн., т.е. коэффициент покрытия задолженности превышает 2,5. Однако вопрос вызывает адекватность оценки обеспечения!

Не исключено, что конфликт председателя НБУ Валерии Гонтаревой с Константином Ворушилиным, который уже давно характеризуется как человек Президента Украины Петра Порошенко, может закончиться неприятностями для самой главы НБУ.

Такой сценарий является вполне вероятным, если учесть историю с Егором Фирсовым, экс-депутатом от Блока Петра Порошенко, который на прошлой неделе был лишен депутатского мандата по причине конфликта с другим “человеком Президента” — народным депутатом Игорем Кононенко.

Во всяком случае в банковских кругах уже живо обсуждается кандидатура на пост председателя НБУ в лице действующего руководителя одного из крупнейших банков с западным капиталом.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *