Карательный аппарат для неугодных: во что может превратиться система е-декларирования
В Украине продолжается второй этап подачи электронных деклараций, который продлили до 1 мая. За время работы реестра электронных деклараций общественность была шокирована несметными богатствами народных депутатов и чиновников топ-уровня.
Теперь на очереди чиновники рангом пониже, военные и полицейские. Хотя некоторые чиновники и вовсе не попадают под е-декларирование, а украинская власть пытается использовать систему в своих личных целях.
Кто на вторую волну
Первый этап е-декларирования прошел с 1 сентября по 30 октября 2016 года. В тот период свои доходы и имущество задекларировали президент, народные депутаты, министры и их заместители, руководители государственных органов и их замы, судьи, прокуроры, следователи, государственные служащие категории ‘А’ и ‘Б’, должностные лица местного самоуправления 1-3 категорий. Также в первый этап декларирования подавали декларации чиновники перед увольнением или в случае существенных изменений в их имущественном состоянии. Осенью с горем пополам политики отчитались о своем состоянии. Кто-то отчитался в последний момент, как президент, кто-то указал в декларации несуществующие суммы, как нардеп Сергей Мельничук, кто-то быстро перерегистрировал имущество в других странах, а кто-то и вовсе ‘забыл’ указать своих родственников, на которых оформлено состояние.
По результатам первого этапа Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) открыло 34 уголовных производства. Среди фигурантов производств – заместитель одного из министров, 15 судей и восемь народных депутатов.
С 1 января началась вторая волна е-декларирования, которая должна была длиться до 1 апреля, однако после постоянных сбоев в работе сайта, которые не позволили чиновникам вовремя подать декларации, глава НАПК Наталья Корчак объявила о продлении второго этапа до 1 мая.
Под вторую волну попадают все депутаты местных советов, госслужащие категории ‘В’, должностные лица местного самоуправления категории 4-7, должностные лица ВСУ, Госспецсвязи и других военных формирований, кроме срочников, полицейские, лица рядового и начальствующего состава государственной уголовно-исполнительной службы, налоговой милиции, лица начальствующего состава подразделений гражданской защиты, НАБУ, должностные и служебные лица органов прокуратуры, СБУ, дипломатической службы, других госорганов.
К декларантам второго этапа относятся также должностные лица юридических лиц публичного права, то есть университетов, школ, больниц, созданных государством или местным самоуправлением. Кроме того, теперь благодаря скандальной поправке народного депутата от Народного фронта Татьяны Черновол к закону, декларации обязаны подавать и лица, которые получают средства на реализацию программ по борьбе с коррупцией и возглавляют организации, занимающиеся антикоррупционной политикой, а также члены наблюдательных советов госбанков, госпредприятий и других государственных прибыльных организаций.
Как пояснил ‘Апострофу’ эксперт проекта ‘Прозрачность и добросовестность публичного сектора’ Программы развития ООН в Украине Дмитрий Котляр, освобождены от е-декларирования сотрудники госорганов, которые исполняют функции по обслуживанию, например, секретари, стенографисты, архивариусы, делопроизводители, охранники, если они не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, должностные лица частных предприятий, даже если в них есть доля государственной или коммунальной собственности, военнослужащие срочной службы, частные и государственные нотариусы, адвокаты.
Как известно, в последний момент Черновол отозвала другую скандальную поправку, которая могла обязать главных редакторов и учредителей СМИ отчитываться о доходах в электронном виде. Кроме того, НАПК освободила от декларирования курсантов факультетов военной подготовки, военнослужащих за призывом во время мобилизации, призывников-офицеров, контрактников. Хотя после недавнего голосования в Верховной Раде ряд политиков указывали на то, что таким образом некоторые желающие смогут скрыть свои доходы, прикрываясь статусом участника боевых действий.
Впрочем, это не единственная попытка нивелировать процесс е-декларирования. Ранее нардеп от НФ Татьяна Донец уже хотела существенно сократить декларацию, призывая не указывать в ней стоимость имущества, жилье, которое только строится, недвижимость, которая находится в совместной собственности, а также автомобили. Однако профильный комитет не поддержал данную правку к закону. Еще одна попытка была предпринята бывшим главой фракции Блок Петра Порошенко нардепом Игорем Грынивым, который предлагал скрыть от общества ценное имущество, стоимость которого превышает 100 минимальных зарплат, информацию о совладельцах ценного движимого имущества, полученные подарки стоимостью свыше 7 тысяч гривен, драгоценности и заемные средства. Но после общения с президентом депутат отозвал свою поправку.
Чистки реестра и хитрости чиновников
Изменения к закону – не единственная возможность помешать процессу е-декларирования. Недавно после возобновления работы реестра, по данным проекта ‘Декларации’, из него исчезло более 200 деклараций сотрудников Генеральной и военной прокуратур, а также декларации некоторых других чиновников. В частности, заместителей военного прокурора Виктора Короля и Дмитрия Борзыха, а также начальника следственного отдела Главной военной прокуратуры ГПУ Сергея Личика. В самом НАПК позже пояснили, что декларации сняли на основании соответствующего решения о применении специальных мер безопасности. Но по словам главы общественной организации ‘Декларации под контролем’ Александры Дрик, постановление, с которым военный прокурор Анатолий Матиос обратился к НАПК, не обязывало убирать декларации из реестра.
‘Мы проанализировали законодательство, на основе которого НАПК приняло такое решение, и обнаружили, что они не должны были его принимать. И постановление, с которым обратился к ним военный прокурор, не требовало от НАПК убирать декларации прокуроров. Но приняв такое решение, они по сути создают прецедент, по которому теперь можно убрать декларации Нацполиции, ВСУ, всех правоохранительных органов, судей. Сейчас можно создать ситуацию, когда в реестре не останется деклараций’, – рассказала Дрик ‘Апострофу’.
Она отметила, что сейчас системой в ручном режиме руководит не НАПК, а Госспецсвязь и Украинские специальные системы (УСС), которые являются администраторами системы.
‘Банальный пример: когда перед конечным сроком подачи деклараций 1 апреля реестр не работал, никто не мог объяснить, в том числе и администраторы, в чем проблема, но это не помешало системе включиться сразу, как только Гройсман дал такое поручение. Это означает, что премьер по сути в ручном режиме может управлять системой. И когда мы понимаем, что спецслужбы управляют системой, могут вносить в нее любые изменения, а это именно они убирали декларации прокуроров из реестра декларации, то они могут так же убрать любые декларации, они могут включать-выключать систему, и она просто не будет работать’, – продолжает эксперт.
Дрик поясняет, что помехи в системе выгодны высшему руководству страны: ‘Неужели можно подумать, что президенту хочется объяснять происхождение своих сотен миллионов иностранным партнерам на встрече? Или объяснять происхождение своей незадекларированной испанской виллы? Неужели премьеру Гройсману хочется объяснять, откуда у его тещи-пенсионерки средства на элитное жилье в Киеве и откуда у него миллионы наличными? Неужели великому борцу за права простых людей Олегу Ляшко хочется объяснять, откуда у него куча недвижимости, земли? Неужели большинству так называемой неофициальной коалиции в парламенте, которая состоит из НФ и БПП, Радикальной партии и Оппозиционному блоку очень хочется перед выборами, которые будут рано или поздно, объяснять своим избирателям, откуда у них миллионные состояния? Им просто не хочется, чтобы это существовало. Не говоря уже о каких-то последствиях по результатам проверки этих деклараций’, – говорит Дрик.
Эксперт прогнозирует, что к лету не просто будут исчезать декларации из реестра, а вообще попытаются ликвидировать систему е-декларирования.
‘Атаки на всех уровнях будут продолжаться и чем ближе перспективы выборов, тем больше будет желание взять под контроль систему и НАПК, имеющее широкие полномочия, которые можно использовать для преследования политических конкурентов на выборах. Вот к чему сводится сценарий, которой реализуется в течение последних двух месяцев’, – резюмировала эксперт.
С Дрик соглашается и адвокат Ростислав Кравец, который утверждает, что система е-декларирования при отсутствии политической воли превратится в карательный аппарат для неугодных.
‘Я думаю, что будут пострадавшими исключительно мелкие чиновники, а не первые лица государства. Даже первый этап показал, насколько политики неправильно указывают свои доходы, даже если взять президента, который утаил наличие средств в офшоре, якобы ошибся в 77 млн гривен о наличии депозита и прикрылся при этом справкой из своего же банка. Все это говорит о том, что система при отсутствии политической воли будет служить, с одной стороны, исключительно карательным аппаратом для неугодных, а с другой, наоборот, сбором компромата, чтобы держать чиновников в узде’, – комментирует ‘Апострофу’ юрист.
По его мнению, разработанная система не совершенна и оставляет возможности для сокрытия своего имущества даже без специальных манипуляций. ‘Те же депутаты переоформляют имущество на третьих лиц или на каких-то юридических лиц, офшоры, а на самом деле эти чиновники будут этим пользоваться. И как показывает практика, политики указывают в своих декларация не все имущество, которым пользуются, как положено. А проверять это у НАПК просто нет времени и технической возможности. Поэтому, к сожалению, пока эта система себя скорее дискредитирует, нежели приносит пользу’, – подытожил Кравец.
Юлия Забелина, АПОСТРОФ
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!