Банкам потребуется новая докапитализация
Кредитным учреждениям стоит направить сверхприбыль в капитал, а не на выплату дивидендов, чтобы выполнить все регуляторные требования Нацбанка.
«Чистая прибыль, которая была заработана в 2021 году, является и источником усиления капитала банковской системы, и источником кредитования в следующие периоды. И это тоже является позитивным сигналом развития банковского сектора Украины», – заявила председатель правления Банка Альянс Юлия Фролова.
Ее учреждение заработанные 330 млн грн оставит в банке. «Мы планируем докапитализацию банка. Вся прибыль, заработанная банком в 2021 году, будет направлена в капитал, – сказала Юлия Фролова. – Это стратегия акционеров. Кроме того, мы сотрудничаем с внешними стейкхолдерами по инвестированию, привлечению субдолга, субинструментам капитала второго уровня».
Этим путем пойдут и другие банки. «Многие участники рынка воспользуются этой возможностью и тоже проведут докапитализацию, потому что Нацбанк вводит в 2022-2023 годах новые инструменты управления устойчивостью банков, буферы капитала. И банковская система планово готовится к внедрению этих новых нормативов», – рассказала Юлия Фролова.
Новые регуляторные требования НБУ создают дополнительную потребность в капитале. «Ключевым вопросом 2022 года, как и предыдущих пяти лет, будет капитал. Как минимум задача – «не уронить» его. А основная задача, которая стоит перед менеджментом любого банка, – выполнять требования по капиталу», – отметил председатель правления Банка Форвард Андрей Киселев.
По его словам, сейчас наличие ресурса менее важно. «Важно, позволяет ли тебе капитал наращивать активы и увеличивать кредитный портфель, или не позволяет. И в ситуации, в которой находятся многие банки, они, может, и хотели бы расти дальше в потребительском кредитовании, но расти не могут, потому что показатели активов, взвешенных на риск, останавливают этот рост», – рассказал Андрей Киселев.
Заместитель председателя правления ТАСкомбанка Анатолий Кухарчук назвал дополнительные ограничения роста банков: повышение веса риска для необеспеченных потребительских кредитов до 150%, введение новых буферов капитала, повышение веса риска по ОВГЗ в иностранной валюте. «Это все повлияет на очень больших игроков, у которых сформировались крупные портфели кредитов физических лиц. У них возникнут некоторые вопросы с капитализацией с точки зрения дальнейшего роста и поддержания их темпов роста кредитования населения. Это дает определенные возможности банкам, у которых не сформированы настолько большие портфели необеспеченных кредитов», – считает Анатолий Кухарчук.
Еще одним сдерживающим фактором банкир называет ежегодное стресс-тестирование. «Как показывает практика, нужно минимум в полтора раза умножать свои минимальные значения, чтобы гордо встретить стресс-тест и чтобы он не потребовал докапитализации. Это будет сдерживающим фактором роста банковской системы», – уверен Анатолий Кухарчук.
При этом общее количество банков вновь сократится благодаря сделкам M&A. «Продолжается уменьшение количества игроков банковского рынка – уже 71 лицензия. Благодаря сделкам, которые уже объявлены, количество лицензий уменьшится минимум до 65, и концентрация банковского рынка будет продолжаться», – считает Андрей Киселев.
«В целом банковская система достаточно капитализирована. Норматив адекватности капитала был очень высоким – около 21% – на конец года. Даже после пересмотра нормативов он остался на высоком уровне – 18%», – подсчитал начальник управления финансового контролинга ОТП Банка Роман Масик.
Банкир прогнозирует в связи с этим сдержанную дивидендную политику банков. «Возможно, некоторые банки заплатят дивиденды в меньшем размере, таким образом сохранив капитал в Украине. В ОТП Банке мы всегда проводили достаточно консервативную политику. Подобные высокие буферы закладывались и материнским банком. Европейское регулирование более жесткое с точки зрения капитала. Эти нормы могут немного замедлить рост розничного кредитования. Но это цена стабильности, чтобы быть готовым к определенным кризисам, рискам», – считает Роман Масик.
Юлия Фролова отмечает, что банкам придется обращать внимание на индивидуальные нормативы. «Сейчас упор делается на индивидуальное установление нормативов капитала банка в зависимости от его бизнес-модели и риск-аппетитов. Поэтому мы будем свидетелями новых моделей управления капиталами и рисками в банковской сфере в 2023 году. Когда норматив для всей банковской системы будет ориентиром, а каждый банк, в зависимости от своей стратегии, будет выбирать свои триггеры капитальных инструментов», – пояснила она.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!