Как государство выявляет нелегальных работников
В прошлом году инспекторы Гоструда выявили больше 25 тысяч работников, которые трудились без официального оформления. Это в пять раз больше, чем в 2017 году. Массовые проверки бизнеса, начатые прошлой осенью, будут продолжены и в этом году.
В издании «Большой Киев» разбирались, как выявляют и что грозит тем, кто получает зарплату в конверте.
Чаще всего нелегальных работников обнаруживают в сфере торговли, ресторанно-отельном хозяйстве, на стройках, промпредприятих и в сельском хозяйстве
Массовые проверки
Начало массовым инспекциям предприятий было положено распоряжением правительства от 5 сентября 2018 года (№649-р). Бизнесу дали месяц на то, чтобы оформить всех, кто трудится нелегально, а с октября начались проверки.
Кроме собственно Государственной службы по вопросам труда, выявлять нарушителей поручили налоговой, Пенсионному фонду, а также иным центральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления и даже Нацполиции Украины.
По данным фискальной службы, каждая вторая проверка украинских предприятий заканчивается выявлением неофициальных работников. Как сообщил и. о. заместителя главы ГФС Евгений Бамбизов, драконовские штрафы за прием на работу сотрудников без официального оформления способствовали детенизации экономики. Так, из 600 тыс. официально трудоустроенных украинцев больше 80% были оформлены именно в последнем квартале 2018 года.
Тем не менее работы проверяющим по-прежнему хватает. Налоговики считают, что примерно 8 млн человек в Украине получают зарплаты в конвертах (вероятно, в их число включают и тех, кто получает официально только «минималку»). Причем значительная часть их сосредоточена в столице, где и работы больше, и зарплаты выше.
Кто и что проверяет
Разумеется, фискальную службу больше интересует неуплата налогов чем защита работников. Поэтому проверки ГФС касаются доначисления НДФЛ, ЕСВ и сопутствующих им санкций. А выявить выплату черной зарплаты налоговики могут только в процессе документальной или фактической проверки.
Поэтому с особым вниманием они изучают сотрудничество предприятий с физлицами-предпринимателями (ФЛП), а также заключение гражданско-правовых договоров, которые также часто применяются для оформления трудовых отношений ради экономии на налогах.
Подозрения возникают также, если уровень официальных зарплат на предприятии ниже среднего по отрасли и, например, ценные специалисты (директор, бухгалтер, главный инженер и т. п.) получают минимальную зарплату в 4173 грн.
Наконец, обиженные работники могут пожаловаться на уклонение от налогообложения бывшим или нынешним работодателем, в том числе путем незаключения трудовых договоров. Что налоговики считают особой удачей, так как это дает им основания для документальной внеплановой проверки или фактической проверки – если есть информация о неоформленных сотрудниках и выплате зарплаты без отчислений в бюджет.
В свою очередь инспекторы Гоструда планируют в 2019 году провести 16 тысяч проверок. А ведь еще есть внеплановые мероприятия. При этом штрафы за нарушение трудового законодательства исчисляются десятками и даже сотнями тысяч гривен. Но платит их работодатель – для сотрудников есть разве что риск остаться без работы, если предприятие после уплаты штрафа обанкротится.
Если плановые проверки возможны не чаще чем раз в 1-5 лет (в зависимости от степени риска наличия нарушений), то внеплановые визиты проверяющих допускаются независимо от количества ранее проведенных проверок. Главное, чтобы был «сигнал» о фактах нарушения законодательства о труде.
По словам старшего юриста ЮФ Eterna Law Артема Кузьменко, проверить могут любой субъект хоздеятельности. Здесь также основной повод для внеплановой проверки – жалоба работника о нарушении в отношении него законодательства о труде или правил оформления трудовых отношений. А также сообщения от других контролирующих органов о выявленных нарушениях (например от налоговиков) или по решению суда. Даже задолженность по выплате зарплаты, зафиксированная Госстатом, может стать поводом для проверки.
В зоне риска плановых инспекций находятся сфера торговли и строительства, предприятия пищепрома, транспорта и ресторанно-гостиничного бизнеса, а также охранные компании.
Так как именно на этих предприятиях чаще всего выявляют нелегалов. Все поводы для инспекций есть в постановлении Кабмина №295 от 26 апреля 2017 года.
Как вычисляют нелегальных работников
По словам юристов, кроме поводов для проверки нужны еще доказательства вины работодателя. Так, если человек получает хотя бы минимальную зарплату легально, а остальное – в конверте, то даже если он признается, нужны документальные подтверждения этого или свидетельские показания. То есть какие-то расписки, выписки со счетов, ведомости или показания коллег. Иначе ничего не получится.
Чаще всего сослуживцы не могут подтвердить размеры выплат, так как конверты вручают без лишних свидетелей. В то же время выплаты «минималки» оформляются по всем правилам. Как отмечает старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец, такое нарушение можно выявить только по заявлению самого сотрудника. Но в таком случае, по словам юриста, эти доходы (сверх минималки) должны быть задекларированы, и работника могут привлечь к ответственности.
Поэтому наговаривать на себя желающих нет, а анонимные сигналы не рассматриваются. Подтверждение чему – недавнее решение Закарпатского окружного административного суда (решение № 260/1131/18).
Однако контролеры тоже не дремлют. В частности, особое внимание уделяют тем, кто работает по гражданско-правовым договорам вместо оформления трудового договора. Напомним, первые заключаются на выполнение конкретной разовой работы с заранее оговоренным результатом. А вторые подразумевают лишь участие в производственном процессе.
Например, бармен или уборщица трудятся согласно графику работы ресторана, а потому с ними обязаны заключить трудовой договор. Зато бухгалтер может не соблюдать правила внутреннего распорядка компании и подготовить годовую отчетность, когда ему будет удобно и сдать работу заказчику, оформив акт выполненных работ.
Напротив, преподаватель на курсах английского участвует в процессе обучения клиентов своего заказчика – языковой школы, а не сам заключает договор на обучение с каждым клиентом.
Кстати, согласно постановлению № 295, если такой гражданско-правовой договор с одним заказчиком действует больше года – это повод для проверки и установления факта трудовых отношений. Равно как и регулярные ежемесячные выплаты вместо одного финального расчета за выполненную работу.
Финансовая проверка
Еще один способ вывести из тени зарплату – установить ее истинный размер по косвенным признакам. Например, путем анализа реальных трат работника. Разумеется, там, где это можно отследить через банковскую систему: оплата карточкой топлива на АЗС, покупки в магазинах, оплата коммунальных услуг и т. д.
Соответствующая работа уже ведется. Например, ГФС занялась сверкой перечислений по счетам ФЛП с открытыми ими же личными счетами (как обычного физлица). Так они пытаются выяснить, сколько денег проходит мимо бюджетной кассы, когда предприниматели принимают оплату от клиентов на личные счета, чтобы занизить свои реальные обороты. Пока удалось лишь выявить наличие таких счетов. Как сообщал ранее и. о. замглавы ГФС Евгений Бамбизов, после сравнения данных оказалось, что две трети банковских аккаунтов ФЛП имеют статус счета физлица.
Попутно идет работа по обмену и анализу информации разными ведомствами. Так, Минюст будет передавать жалобы на неплательщиков алиментов в Гоструда, чтобы попутно выйти на предприятия, где платят зарплату в конвертах (и соответственно, нет отчислений по алиментам).
По данным Минюста, в прошлом году было направлено в исполнительную службу более 10 тысяч обращений от родителей, проживающих с детьми, о том, что должники работают неофициально и получают зарплату в конвертах. Помимо того что предприятие будет оштрафовано, сам родитель-должник может быть наказан как злостный неплательщик алиментов общественными работами на срок от 80 до 120 часов или исправительными работами на срок до одного года, или ограничением свободы до двух лет. Да и размер алиментов может быть пересмотрен в связи со вскрывшимися фактами.
Недавно и. о. главы ГФС Александр Власов заявил, что выявленная в ходе проверок информация о неоформленных наемных работниках может использоваться при назначении жилищных субсидий, пособия по безработице и других соцвыплат. Эти данные налоговики будут сразу передавать в Минсоцполитики.
Чего ждать дальше
В правительстве хотят пойти дальше и вовсе ликвидировать схемы использования физлиц-предпринимателей (ФЛП) вместо приема на работу этих людей. Минсоцполитики уже опубликовало на своем сайте проект закона, которым предлагается запретить использовать гражданские отношения между компанией и физическим лицом — предпринимателем вместо найма такого лица на работу.
Для этого предлагается уточнить терминологию и установить признаки трудовых отношений. Всего их семь:
- Периодичность вознаграждения за работы или услуги (два и более раз);
- Работа выполняется лично исполнителем, по поручению и под контролем компании;
- Полученные деньги являются единственным источником дохода такого лица или составляют как минимум 75% дохода в течение 6 месяцев;
- Работы выполняются на рабочем месте с соблюдением внутренних правил компании и на ее оборудовании;
- Такие же работы выполняют и штатные сотрудники
- Условия труда обеспечивает заказчик
- Заказчик определяет длительность рабочего времени и отдыха.
Если как минимум три условия из этого перечня выполняются, то отношения между компанией и лицом, оказывающим услуги, должны считаться трудовыми. По словам кадровиков, если этот закон будет принят, многие специалисты, которые выполняют работу на аутсорсинге как ФЛП, будут вынуждены оформиться на работу к заказчику. Прежде всего это коснется программистов и прочих спецов в IТ-сфере.
Константин Симоненко, «Большой Киев»
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!