Крымским и севастопольским судьям разрешили иметь двойное гражданство
Требования к судьям и кандидатам на судейские должности будут различаться в зависимости от региона. Крымским и севастопольским судьям разрешат иметь российское и украинское гражданство, хотя всем остальным судьям в России запрещено иметь такие связи с другими странами, а Спецквалифколлегия, набирая состав единого Верховного суда, даже отказывала кандидатам, имеющим родственников с иностранными паспортами.
Неожиданно в президентском пакете депутаты решили исправить и свои огрехи, допущенные при ‘штамповке’ закона единоросски Ирины Яровой о наказаниях для террористов.
Госдума продолжает ‘интегрировать’ Крым и Севастополь, ставшие в марте 2014 года частью России, в российскую правовую систему. На принятие ‘базового’ закона о создании в стране двух новых субъектов потребовалось два дня, но с сопутствующими так быстро парламентарии справиться не смогли и продолжают трудиться над ними. В частности, идет работа над изменениями в законы, которые установят порядок кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимость в Крыму и Севатополе.
Завтра Госдума намерена принять во втором чтении четыре президентских законопроекта, касающихся судебной системы в новых регионах. В них Владимир Путин обозначил детальный план создания в Крыму и Севастополе ‘российских’ судов, набора судей в них, а также формирования органов судейского сообщества. Думский комитет по госстроительству практически не изменил документы. Благодаря им в Крыму появится верховный суд республики, 25 городских и районных судов, а также гарнизонный военный суд, а в Севастополе – один гарнизонный военный суд и четыре райсуда, а городской суд станет главным судом в субъекте, как Мосгорсуд в Москве. На смену украинским хозяйственным судам придут их российские аналоги – арбитражные суды Крыма и Севастополя, а также 21-й арбитражный апелляционный суд, который разместится в Севастополе (кассацией для него будет Арбитражный суд Северо-Кавказского округа). Окружные административные и апелляционные суды прекратят свое существование (подробнее).
До 1 июля 2015 года в Крыму и Севастополе должны будут появиться органы судейского сообщества, в частности, местные ККС и экзаменационные комиссии. До этого их функции будут выполнять ВККС и Высшая экзаменационная комиссия. Они же и будут набирать первоначальный состав создаваемых ‘российских’ судов на присоединенных территориях. Преимуществом в конкурсе будут обладать работавшие судьями в ‘украинских’ судах в Крыму и Севастополе, но при условии, что они соответствуют требованиям закона ‘О статусе суде в РФ’. Последний устанавливает, что претендент в судьи не может иметь иностранное гражданство или вид на жительство. Однако для крымчан и севастопольцев, уже трудящихся на судейской должности, сделано исключение – на них ограничения действовать не будут, но при одном условии – они сдадут свой украинский паспорт и заявление об отказе от гражданства Украины в Судебный департамент при ВС. Такие послабления будут действовать до 1 июля 2015 года. При этом о судьбе таких судей после 1 июля 2015 года, если они не смогут официально решить вопросы с отказом от второго гражданства, в проекте ничего не говорится. Кроме того, документ не предоставляет возможности ‘упрощенно отказаться’ от второго гражданства крымчанам и севастопольцам, которые сейчас не являются судьями. Таким образом дорога в судьи им будет закрыта.
Вопрос, как крымчане и севастопольцы будут отказываться от гражданства Украины, остается до сих пор без ответа. Закон ‘О гражданстве Украины’ предусматривает, что датой прекращения гражданства Украины является дата издания соответствующего Указа президента Украины (ст.18), ранее МИД Украины разъяснил, что получение российского гражданства не прекращает действия украинского, Украина продолжает считать его обладателя исключительно своим гражданином, если ее госорганы не инициируют процедуру ‘потери’ гражданства у такого человека (ст.19).
При этом в президентском проекте ‘О создании судов РФ на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополь’ депутаты постарались заполнить пробел, который возник в апреле 2014 года из-за закона об ужесточении наказаний для террористов, принятый с подачи единоросски, главы думского комитета по безопасности Ирины Яровой. Тогда депутаты скорректировали не только УК, но и УПК, серьезно изменив ст. 31 УПК (‘подсудность уголовных дел’). ‘Террористические’ дела (ст. 205–206, ч. 4 ст. 211 УК) с 1 января 2015 года будут рассматривать только два суда в стране: Московский и Северо-Кавказский окружные военные суды, при этом указания на то, что подсудимый должен быть военным, в статье нет. Эти же суды помимо своих обычных дел будут рассматривать дела по ст. 277–279 (преступления против госувласти), 360 УК (нападение на представителя иностранного государства или международной организации), если разбираемое в них преступление ‘сопряжено с осуществлением террористической деятельности’, либо уголовные дела, где есть отягчающее обстоятельство – ‘совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма’.
Однако депутаты не определили в апреле правила, по которым будет выбираться суд для рассмотрения ‘террористического’ дела. Ко второму чтению президентский проект внесено уточнение, по которому юрисдикция Северо-Кавказского окружного военного суда будет распространяться еще и на Крым и Севастополь, сейчас за ним числятся северо-кавказские республики, Ростовская, Астраханская Волгоградская области и Краснодарский край. При этом ‘террористические дела’ он сможет рассматривать только из этих субъектов. С ‘террористическими’ делами из всех остальных регионов придется разбираться Московскому окружному военному суду.
Татьяна Берсенева
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!