НБУ обвиняют в девальвации

Банкиры отмечают, что регулятор на межбанковском валютном рынке несколько завышает курс покупки доллара в резервы – не давая рынку опуститься ниже отметки 11.7 грн/$1.

Кто-то считает такую политику направленной на инфляционное таргетирование. Однако многие казначеи подозревают, что в Нацбанке просто не определились относительно дальнейшей судьбы гривны. Вернее, не определился президент Порошенко, чьей креатурой является председатель НБУ.

По данным участников рынка, во вторник НБУ купил на межбанке около $80 млн по курсу 11,7101 – якобы, выше котировок коммерческих банков, которые в тот день, по данным Укрдилинга, покупали доллар по минимальному среднему курсу 11.65 грн/$1, при том как продавали 11.75 грн/$1.

Единоличным продавцом валюты выступил государственный Укрэксимбанк. При этом котировку на покупку валюты у госбанка НБУ выставил под самый конец торговой сессии – дилеры якобы увидели ее в 16:22.

Банкиры утверждают, что такими действиями регулятор не дает опуститься курсу гривны, искусственно его девальвируя. При этом якобы без каких-либо на то экономических оснований. «Когда гривна девальвировала, НБУ на рынок не выходил. Теперь же, когда начался откат и укрепление гривны, чего так ждут гривневые вкладчики и валютные заемщики, Нацбанк целенаправленно идет на удержание курса на завышенном уровне путем ограничения на свободную продажу крупных объемов валюты», – говорит один из авторитетных казначеев.

Возмущение финансистов понятно. Для банкиров высокий курс доллара – это большие резервы по валютным кредитам и снижение капитала. По данным НБУ, за первое полугодие регулятивный капитал банков упал более чем на 17 млрд грн.

При этом нельзя не отметить, что девальвация гривны позволила Центробанку вывести в плюс торговое сальдо платежного баланса. По данным Госстата, сальдо внешней торговли товарами Украины по итогам января-мая 2014 года составило +$524,5 млн, в то время как за аналогичный период 2013 года баланс внешней торговли товарами был сведен с дефицитом в $3,372 млрд. Кроме того удержание курса гривны позволяет Кабмину не терять налоговые платежи.

Однако банкиры считают, что действия НБУ на валютном рынке сейчас не связаны с процессами управления платежным балансом. Поясняя действия НБУ, эксперты выдвигают три версии.

Первая – попытка управления инфляцией через валютный курс.

«Действительно НБУ методично выкупает валюту в районе 11.7 грн/$, что не позволяет гривне укрепиться. Это можно объяснить не только необходимостью наполнения валютных резервов, но и переходом к политике инфляционного таргетирования. В таких условиях валютный курс становится инструментом управления инфляцией, а не целью. Поэтому укрепление гривны – это плохо из-за дефляции. Так же, как и резкая девальвация – это плохо из-за ускорения инфляции», – считает управляющий партнер ИК Capital Times Эрик Найман.

Вторая – отсутствие валютной политики как таковой.

«Есть ощущение, что НБУ просто не определился со своей валютной политикой, – говорит один из казначеев. – Вернее, не определился президент Порошенко, который влияет на Нацбанк. Поэтому дано указание стоять на 11.7 грн/$ до выяснения ситуации».

Впрочем, ряд банкиров не считает скупку валюты в резервы проблемой. «НБУ все правильно делает – им необходимо пополнять резервы. Правда, как и раньше, покупка осуществляется непрозрачно», – говорит заместитель председателя правления Сити Банка Украина Влад Сочинский.

Банкиры пеняют, что поздняя ретрансляция котировки в табло ThompsonReuters якобы не дала всем желающим продать валюту по предложенному НБУ курсу. Что, впрочем опровергает представитель Нацбанка.

Третья версия – специфика определения курса валюты в НБУ.

«Не исключаю, что у Гонтаревой пока происходит изучение материальной базы, поэтому решения по курсу принимает правление, либо непосредственно директор генерального департамента кредитно-денежной политики», – говорит один из финансистов.

Хотя в НБУ уверяют, что это решение относится к компетенции зампреда, курирующего монетарную политику. При этом банкиры опасаются, что действия регулятора по скупке валюты на межбанке без обратной ее продажи могут негативно повлиять на курс. «Тенденция нехорошая: продавать валюту они не будут, так как взяли обязательства перед МВФ по удержанию резервов. При этом не допускают рыночного укрепления курса, хотя все предпосылки к этому есть», – говорит пожелавший остаться неназванным топ-менеджер одного из украинских банков. Который, впрочем, отмечает, что и задачу наводнения резервов с НБУ никто не снимал.

По его словам, по рынку ходят слухи о планах Нацбанка скупить еще около $260 млн в резервы до конца месяца – о чем якобы ведутся активные переговоры с Укрэксимбанком и Ощадбанком. «Если это правда, курс может серьезно пошатнутся в будущем – если возникнет дефицит валюты, то рынку будет неоткуда ее взять. А НБУ валюту не продает. Кто будет отвечать за взлет курса в этом случае?», – говорит банкир.

Уполномоченный представитель Нацбанка, в свою очередь, считает, что банкиры неверно интерпретируют происходящее. По его словам, НБУ ставил котировку по фиксингу официального курса, и никак не ниже рынка. А увидеть курс дилеры могли в 15:20 по Киевскому времени.

«Мы прогнозируем состояние рынка и оцениваем баланс спроса/предложения валюты. Поэтому интервенции НБУ по покупке валюты не оказывают дестабилизирующего влияния на рынок», – говорит представитель НБУ.

Александр Дубинский

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *